Входит ли в страховой стаж уход за инвалидом в рб

48. Периоды, указанные в части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

17. При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам (за исключением причин, предусмотренных в части первой пункта 16 настоящего Положения) и отсутствии архивных данных периоды работы могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе в организации или у индивидуального предпринимателя и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют о работе заявителя.

При раздельном проживании лица, осуществляющего (осуществлявшего) уход, и лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществляется (осуществлялся) уход, указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, осуществляющего (осуществлявшего) уход, и период ухода. При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования местного органа соцзащиты.

13. Работа у отдельных граждан до 1 января 1991 г. подтверждается справками профсоюзных организаций, с участием которых был заключен договор между работодателем и работником, а при невозможности их получения – справками, выданными работодателями. В случае смерти работодателя справка выдается мужем (женой) или другим членом его семьи, проживавшими совместно с работодателем в тот период (кроме родственников, которые в это время являлись несовершеннолетними).

20. Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением комиссии по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом (далее – комиссия по назначению пенсий). Решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту назначения пенсии либо по месту жительства свидетеля.

Если человек с инвалидностью или престарелый и ухаживающий человек живут по разным адресам, человек с инвалидностью должен также письменно подтвердить, что за ним в конкретный период ухаживал определенный человек. После смерти человека с инвалидностью или престарелого человека такой документ можно попросить у членов его семьи. Отчитываться о том, как именно вы ухаживаете за ним, не надо.

Стаж за уход за нетрудоспособными гражданами будет начислен, если вы официально работали, прежде чем оформили уход, или стали работать после этого. Неважно, работали вы месяц или десять лет. Стаж за уход не дадут только тем, кто вообще не работал за всю жизнь.

Если вы ухаживаете за двумя людьми с инвалидностью, стаж не удваивается. Страховой стаж суммируется только при одновременном уходе за несколькими детьми младше полутора лет. Вот пример: Ленинский районный суд Оренбурга отказался удваивать страховой стаж за уход за двумя гражданами старше 80 лет и начислять стаж ухаживающему пенсионеру.

Чтобы вы могли включить в страховой стаж период ухода за людьми с инвалидностью с 2013 года, вам нужно написать соответствующие заявления в ПФР. Приложите к заявлениям подтверждения от людей с инвалидностью об уходе и справки о 1 группе инвалидности. Без документов стаж не дадут. Подтверждать фактический уход не нужно.

Вы сможете подтвердить, что ухаживаете за людьми с инвалидностью, и учесть это в страховом стаже, если вместе с этими людьми подадите заявления в пенсионный фонд. К заявлению надо приложить документы, обосновывающие потребность в уходе: справку о назначении 1 группы инвалидности или паспорт, подтверждающий достижение 80 лет. Удвоить стаж, ухаживая за двумя людьми с инвалидностью, не получится.

Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан

Ответ: В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» размер пенсии по возрасту определяется исходя из продолжительности трудового стажа работы и размера среднемесячной заработной платы перед обращением за пенсией.

Вопрос: недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Правильно. Повышение пенсии донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР», устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер повышения составляет 40 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам не ранее 65 лет, а женщинам — 60 лет.

Ответ: Периоды трудовой деятельности, имевшие место после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды. Следовательно, в вашем случае 13 лет работы после назначения и получения пенсии зачету в стаж не подлежат.

Входит ли в страховой стаж уход за инвалидом в рб

Ответ: Да, 11 апреля 2022 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее –Указ). Данным документом предусматривается поэтапное ежегодное – с 1 января 2022г. – повышение на 6 месяцев пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58. Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

Матери детей-инвалидов, воспитывавшие их не менее 8 лет до совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. В требуемый общий стаж (20 лет) помимо работы могут быть засчитаны периоды ухода за ребёнком-инвалидом, инвалидом 1 группы и другие периоды времени, предусмотренные частью 2 статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (так называемые «кредитные» периоды: уход за малолетним ребёнком, обучение, военная службы и т.д.). При наличии общего стажа и страхового стажа установленной продолжительности трудовая пенсия по возрасту может быть назначена на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, женщина 15.02.1967 года рождения, воспитывавшая ребёнка инвалида с детства не менее 8 лет в период до его совершеннолетия при наличии общего стажа 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов, приобретёт право на пенсию по возрасту в соответствии со статьёй 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» 15.08.2022 года (по достижении 50 лет 6 месяцев).

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии, поскольку в соответствии с положениями Указа в каждом году устанавливается новый пенсионный возраст. Например, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2022 года), а позднее, например, в феврале 2022 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2022 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2022 года.

Что касается требований к наличию определенного стажа работы с уплатой страховых взносов, требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту, то в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», данный стаж увеличивается с 1 января 2022 года ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. Так в текущем году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет 6 месяцев. Требования по стажу приведены в выше приведённой таблице. Вместе с тем, для родителей детей-инвалидов, многодетных матерей (родивших и воспитавших 5 и более детей), инвалидов с детства и других социально уязвимых категорий, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (статья 17-22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), требуется 5 лет страхового стажа. Периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в страховой стаж не включаются.

Например, женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать своё право на пенсию с июля по декабрь 2022 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию во второй половине 2022 года – в 56/61 год. Для более доступного понимания приводим таблицу пенсионного возраста и другим основным требованиям для назначения трудовой пенсии:

Вам будет интересно ==>  Как Отразить По Новым Кэк

Исчисляем трудовой стаж для пенсии по возрасту

Пример
В рассматриваемой нами ситуации работник работал по трудовому договору дважды (остальные периоды — это обучение и работа по гражданско-правовому договору). Соответственно, у работника было два дня увольнения. Данное число необходимо прибавить к трудовому стажу.
35 лет 2 месяца 9 дней + 2 дня = 35 лет 2 месяца 11 дней.
Полный трудовой стаж работника — 35 лет 2 месяца 11 дней.

Внимание!
Исчисляя стаж работы после 01.06.1998, необходимо учитывать следующее. Если среднемесячный заработок (доход) работника, из которого уплачены взносы в ФСЗН, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже МЗП, в стаж работы засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.
Поправочный коэффициент = среднемесячный заработок (доход) / МЗП.
Поправочный коэффициент представляет собой величину с тремя знаками после запятой (например, 0,869) .

Согласно статье 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» работодатель обязан своевременно и в полном объеме оформлять документы о стаже, заработке, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные управления по труду, занятости и социальной защите.

Таким образом, мужчине, проработавшему в особых условиях труда по Списку № 2 12 лет (из них не менее 6 лет 3 месяцев до 1 января 2009 года), при наличии необходимого общего и страхового стажа пенсия по возрасту в текущем году может быть назначена при условии, если он достиг 58 лет 6 месяцев.

Да, статьей 38 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности.

Нет, не будут. В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию и ее размер обусловлены уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование установлен в размере 28 процентов от фонда оплаты труда, для работников — 1 процент заработка.

Порядок обращения за пенсией определен Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и соответствующей инструкцией, утвержденной Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2022 года № 35 (далее — Инструкция). Согласно статье 75 Закона и пунктам 3-10 Инструкции работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по последнему месту работы.

Пенсии в Беларуси

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2022 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Часто задаваемые вопросы

Гражданин является ликвидатором катастрофы на ЧАЭС, статья 19 (по старой классификации). Работал в 10-километровой зоне ЧАЭС в 1987 году. Можно ли уйти на пенсию в 50 лет? Каким образом доказать факт данной работы (есть удостоверение, выданное в 1991 году, но там про 10-километровую зону не сказано). Повышается ли размер пенсии за статью 19?

Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, производится в соответствии с пенсионным законодательством Республики Беларусь с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Согласно статье 32 этого Закона пенсии по возрасту назначаются лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин – 60 лет) на 10 лет. Время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых имеются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения. При отсутствии возможности документально подтвердить работу в указанной зоне необходимые для пенсионного обеспечения факт и период такой работы могут быть установлены в судебном порядке. Кроме льготы по досрочному выходу на пенсию, на основании статьи 39 Закона участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, пенсии (любого вида) повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

Среднемесячный заработок равен 260 руб. (3 120 руб. / 12 месяцев). Общая сумма величин минимальной заработной платы (ее размер в течение года составлял величину 305 руб.) составила 3 660 руб. Поскольку размер минимальной заработной платы в течение 2022 г. не менялся, то ее среднеарифметическая величина за 2022 г. равна 305 руб.

Таким образом, за стаж, приобретенный на территории Латвии, в том числе до распада СССР, пенсию будет назначать и выплачивать компетентное учреждение Латвии. Оформлением и отправкой документов о работе в Латвии занимаются управления по труду, занятости и социальной защите по месту проживания граждан.

Входит ли в страховой стаж уход за инвалидом в рб

Согласно Положению право на указанный вид пособия возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее — ВКК) учреждения здравоохранения в постоянном уходе.

Для реальной возможности постоянного (а не эпизодического) ухода необходимо непосредственное присутствие лица, осуществляющего уход. Постоянный уход не предполагает оставление на длительное время лица, нуждающегося в таком уходе, поскольку такое оставление грозит опасностью для жизни нетрудоспособного гражданина.

При наступлении трудной жизненной ситуации, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами, оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг территориальным центром социального обслуживания населения либо назначения пособия по уходу.

Вопросы установления факта осуществления постоянного ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и назначения (отказа в назначении) пособия по уходу отнесены к компетенции коллегиального органа — Комиссии по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее — Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. Пособие назначается в срок от 10 дней до 1 месяца.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.

Что касается требований к наличию определенного стажа работы с уплатой страховых взносов, требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту, то в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», данный стаж увеличивается с 1 января 2022 года ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. Так в текущем году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет 6 месяцев. Требования по стажу приведены в выше приведённой таблице. Вместе с тем, для родителей детей-инвалидов, многодетных матерей (родивших и воспитавших 5 и более детей), инвалидов с детства и других социально уязвимых категорий, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (статья 17-22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), требуется 5 лет страхового стажа. Периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в страховой стаж не включаются.

Аналогично будет увеличиваться (на 3 года за 6 лет) возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет, в том числе и пенсии, назначаемые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», т.е. ежегодно с 1 января 2022 года на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности. Тем самым, 10-летняя или 5 –летняя разница в возрасте для льготной пенсии и общей пенсии сохранится. Не изменится также и необходимый льготный стаж для назначения этой пенсии.

Вам будет интересно ==>  Гв каком городе самая высокая пенсия у инвалида

Матери детей-инвалидов, воспитывавшие их не менее 8 лет до совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. В требуемый общий стаж (20 лет) помимо работы могут быть засчитаны периоды ухода за ребёнком-инвалидом, инвалидом 1 группы и другие периоды времени, предусмотренные частью 2 статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (так называемые «кредитные» периоды: уход за малолетним ребёнком, обучение, военная службы и т.д.). При наличии общего стажа и страхового стажа установленной продолжительности трудовая пенсия по возрасту может быть назначена на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, женщина 15.02.1967 года рождения, воспитывавшая ребёнка инвалида с детства не менее 8 лет в период до его совершеннолетия при наличии общего стажа 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов, приобретёт право на пенсию по возрасту в соответствии со статьёй 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» 15.08.2022 года (по достижении 50 лет 6 месяцев).

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии, поскольку в соответствии с положениями Указа в каждом году устанавливается новый пенсионный возраст. Например, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2022 года), а позднее, например, в феврале 2022 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2022 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2022 года.

Например, женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать своё право на пенсию с июля по декабрь 2022 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию во второй половине 2022 года – в 56/61 год. Для более доступного понимания приводим таблицу пенсионного возраста и другим основным требованиям для назначения трудовой пенсии:

Я ухаживаю за инвалидами, как считается мой пенсионный стаж

Если вы ухаживаете за двумя людьми с инвалидностью, стаж не удваивается. Страховой стаж суммируется только при одновременном уходе за несколькими детьми младше полутора лет. Вот пример: Ленинский районный суд Оренбурга отказался удваивать страховой стаж за уход за двумя гражданами старше 80 лет и начислять стаж ухаживающему пенсионеру.

Чтобы вы могли включить в страховой стаж период ухода за людьми с инвалидностью с 2013 года, вам нужно написать соответствующие заявления в ПФР. Приложите к заявлениям подтверждения от людей с инвалидностью об уходе и справки о 1 группе инвалидности. Без документов стаж не дадут. Подтверждать фактический уход не нужно.

Если человек с инвалидностью или престарелый и ухаживающий человек живут по разным адресам, человек с инвалидностью должен также письменно подтвердить, что за ним в конкретный период ухаживал определенный человек. После смерти человека с инвалидностью или престарелого человека такой документ можно попросить у членов его семьи. Отчитываться о том, как именно вы ухаживаете за ним, не надо.

Пенсионный фонд учитывает период ухода трудоспособного лица за человеком с инвалидностью 1 группы, ребенком с инвалидностью или человеком старше 80 лет на основании заявления ухаживающего человека, справки об инвалидности, удостоверения человека с инвалидностью или паспорта, подтверждающего возраст.

Стаж за уход за нетрудоспособными гражданами будет начислен, если вы официально работали, прежде чем оформили уход, или стали работать после этого. Неважно, работали вы месяц или десять лет. Стаж за уход не дадут только тем, кто вообще не работал за всю жизнь.

Пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.

В случае пропуска инвалидом I группы срока переосвидетельствования, определённого медико-реабилитационной экспертной комиссией (независимо от причины), выплата пособия возобновляется со дня, с которого он вновь признан инвалидом I группы, по заявлению лица, осуществляющего уход.

Для пожилых людей и инвалидов, которые по состоянию здоровья испытывают необходимость в посторонней помощи (например, уборка жилых помещений, покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, оказание помощи в приготовлении пищи и др.) территориальными центрами социального обслуживания населения обеспечивается предоставление таких социальных услуг на дому.

Право на получение сумм пособия, причитавшихся лицу, осуществлявшему уход, и недополученных в связи с его смертью, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно. Указанные суммы пособия выплачиваются в порядке, установленном законодательством для выплаты недополученных сумм пенсий.

Решение о прекращении выплаты пособия принимается органом по труду, занятости и социальной защите, выплачивающим пособие, и оформляется протоколом. Копия указанного решения не позднее семи рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, в отношении которого оно принято.

Меняется механизм реализации государственного социального заказа в области соцобслуживания. Бюджетные субсидии пойдут не только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, но и на проезд (когда для оказания услуг используется общественный транспорт), на услуги электросвязи для приема-передачи сообщений лиц с нарушением слуха.

Пенсионные новшества введены и для тех, кто не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту и претендует лишь на социальную пенсию. С 1 января им доступна своеобразная «урезанная» трудовая пенсия по возрасту. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%).

Введены новые социальные услуги: ТЦСОНы теперь будут предлагать услугу дневного присмотра для граждан, которые уже не могут контролировать свое поведение, в том числе для страдающих деменцией. Появятся кружки на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые по состоянию здоровья не могут посещать отделение дневного пребывания. Попали в перечень такие социально-бытовые услуги, как мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника, а также услуга по обучению родственников навыкам ухода за нетрудоспособными гражданами.

На основе системы государственных соцстандартов облисполкомы и Мингорисполком устанавливают перечни соцстандартов по обслуживанию населения для административно-территориальных единиц (области, районы и города областного подчинения) с учетом их специфики и развития инфраструктуры.

В стационарных учреждениях, во-первых, увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году. Социальная передышка — это временное определение ребенка в учреждение соцобслуживания, чтобы родители в это время могли решить накопившиеся бытовые проблемы. Во-вторых, введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях для инвалидов и пожилых, которым нужна посторонняя помощь.

Страховой стаж для определения права на трудовую пенсию – это периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании (в том числе периоды работы на территории СССР).

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту с 1 января 2022 года предоставляется при наличии страхового стажа не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 01.01.2022, страховой стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Периоды ухода за нетрудоспособными гражданами, засчитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии при наличии у гражданина право на трудовую пенсию по возрасту (т.е. при наличии, например, в 2022 году не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа будет учтен и период ухода).

Что нужно знать о пенсии, чтобы не сомневаться в правильности ее назначения и не проиграть материально

Когда до пенсии еще далеко, обо всех нюансах ее назначения, как правило, люди в подробностях не задумываются. А когда наступает время оформления пенсионной книжки, выясняется, что важных моментов немало. И для того чтобы не суетиться накануне наступающих на пятки сроков, лучше заранее все необходимое для себя прояснить.

Для того чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу можно обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

– В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» размер пенсии по возрасту определяется исходя из продолжительности трудового стажа работы и размера среднемесячной заработной платы перед обращением за пенсией. Чем выше показатели уровня заработной платы и стажа, тем, соответственно, выше и размер пенсии.

– При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 года принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 года до 1 января 2003 года дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных, периоды работы до 1 июля 1998 года могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Вам будет интересно ==>  Как Посмотреть Налоги На Госуслугах

О праве на зачет в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы

Обратимся вначале к норме закона. В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы[2] засчитывается также период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возра­сте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.

Инициатором дела выступило Министерство юстиции, не согласившееся при рассмотрении конкретного обращения гражданки Л. с позицией Министерства труда и социальной защиты и направившее в Конституционный Суд обращение по вопросу о возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.

Отсутствие в Законе о пенсионном обеспечении легального определения термина «трудоспособное лицо» для целей применения приведенной выше нормы привело к неоднозначному ее пониманию, о чем свидетельствовали изложенные в письменной форме мнения ряда государственных органов и других организаций. В конечном итоге это предопределило отсутствие единообразных правоприменительных подходов при решении возникающих на практике вопросов.

Так, например, Министерство труда и социальной защиты полагает, что поскольку в Законе о пенсионном обеспечении термин «трудоспособное лицо» не раскрывается, то при определении указанного термина для целей применения п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении могут быть использованы иные нормы данного Закона. Это, в частности, нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 35 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которым нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) либо являются инвалидами.

Необходимо отметить, что допустимость зачета периода ухода в стаж работы только в отношении трудоспособных лиц была установлена Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г.[3], вступившим в силу с 1 августа 2006 г. До этого времени указание на трудоспособность лиц, осуществляющих уход, в Законе о пенсионном обеспечении отсутствовало.

Разбираемся с назначением досрочной пенсии: кто может на нее рассчитывать

Такая процедура, как выход на пенсию, вызывает множество вопросов у работника. Чтобы специалист по кадрам смог оказать содействие в сборе документов, необходимых для оформления пенсии, особенно если предполагается оформление льготной или досрочной пенсии, ему необходимо иметь определенные знания законодательства о разновидностях пенсий, требованиях к их назначению и оформлению. В данном материале подробно изложены главные аспекты оформления досрочной пенсии.

Такой вид пенсий, как пенсия за выслугу лет, назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (ст. 46 Закона о пенсии). В такие категории выделены медицинские, педагогические и театральные работники, а также спортсмены.

– или профессиональное пенсионное страхование, т.е. продолжать формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию. В таком случае наниматель выплачивает за него взносы на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН до достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

ЭТО ВАЖНО! Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 1 год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости (часть восьмая ст. 24 Закона о занятости). Для этого необходимо наличие следующих условий:

Прежние условия о 10-летнем страховом стаже сохранились в отношении трудовых пенсий по возрасту для отдельных социально не защищенных категорий населения: инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, лилипутов и карликов, инвалидов с детства.

Пособие по временной нетрудоспособности

Пособие назначается в течение 10 дней со дня обращения, а в случае запроса либо представления документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для назначения пособия, — в течение 1 месяца.

Если из числа календарных дней месяца, в котором выплачены премии и иные выплаты, исключаются календарные дни освобождения от работы в соответствии с Положением, и в этом месяце отработаны не все рабочие дни (часы) по графику работы работника, премии и иные выплаты включаются в заработок для исчисления пособия пропорционально отработанному рабочему времени в данном месяце.

Размер среднедневного заработка для исчисления пособия работникам определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие (далее — расчетный период) исходя из заработка за период работы у плательщика обязательных страховых взносов, назначающего пособие.

В случаях переподчинения, реорганизации, смены собственника имущества плательщика, перевода работника к другому плательщику в расчетном периоде или в месяце возникновения права на пособие размер среднедневного заработка определяется с учетом заработка за период работы до наступления указанных случаев. Сведения о заработке, необходимые для назначения пособия, истребует плательщик, назначающий пособие.

заболевания или травмы, а также в случае заболевания или травмы, не связанных с причиной инвалидности, лицам, являющимся инвалидами, – на весь период временной нетрудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой, а в связи с заболеванием туберкулезом — не более чем на 180 календарных дней непрерывно или не более чем на 240 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев. Назначение пособия по временной нетрудоспособности на более длительные периоды производится на основании решения медико-реабилитационной экспертной комиссии о продлении лечения;

Входит ли в страховой стаж уход за инвалидом в рб

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

Страховой стаж формируют только периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. При этом периоды работы, имевшей место до 01.07.1998, подтвержденные в установленном порядке, независимо от уплаты страховых взносов.

Отдельным категориям граждан пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при наличии 10 лет страхового стажа. Это лица, имеющие стаж работы не менее 40/35 лет (мужчины, женщины), а также лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях), мужчины – при стаже работы не менее 25 лет и женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в органы по труду, занятости и социальной защите (далее – органы социальной защиты) по месту жительства, подтвержденному регистрацией по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении требуемых документов.

Помимо трудовой книжки периоды работы с 01.07.1998 до 01.01.2003 подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем, после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения.

Часто задаваемые вопросы

Право на назначение пособия по уходу в соответствии с пунктом 2 Положения имеют лица, достигшие 16 лет, но не старше 65 лет-мужчины, 60-лет женщины, неработающие, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами. Согласно Положению под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки.

Хочу оформить пособие по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста. Одним из условий дня назначения данного пособия является проживание в одном населенном пункте. Но как быть, если я проживаю в Гомеле, но зарегистрирована в Гомельской области? Какой документ может подтвердить факт проживания в городе?

Таким образом, Вами при заполнении заявления установленного образца указываются сведения о фактическом месте проживания и регистрации. При проведении обследования и составления акта обследования специалистом управления будут отражены сведения о фактических видах ухода, а также место Вашего фактического проживания. Никакие дополнительные документы, подтверждающие фактическое место проживания, предоставлять не нужно.

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств. При этом, родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Комиссией устанавливается факт осуществления ухода на основании сведений, содержащихся в акте обследования, полученных путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись. Так же в акте производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода.