Годовая инвентаризация казенных учреждений в 2023 году

Расчеты по возмещению ФСС РФ расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, раскрываются по счету КДБ 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 34 000. При этом доходы от возмещения отражаются по подстатье 139 КОСГУ.

Расчеты по возмещению ФСС РФ расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, раскрываются о счету XXXX 0000000000 130 0 209 34 000 по виду деятельности, в рамках которого осуществлялись расходы. Доходы от возмещения отражаются по подстатье 139 КОСГУ.

Дебиторская задолженность на 01.01.2023 в части превышения работодателем выплат пособий, по которым в 2023 году предусмотрено возмещение ФСС РФ, отражается на 01.01.2023 по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000 (для федерального бюджета). Показатели отражаются в сведениях (ф. 0503173).

  • у ссудополучателя – по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224);
  • у ссудодателя – по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24X, XX XX 00000 00000 000 1 401 20 25X).
  • Для корректного формирования справок (ф. 0503125) по сопоставимым консолидируемым расчетам по передаче недвижимого имущества (вложений в недвижимое имущество) передающая сторона проводит инвентаризацию расчетов.

    На счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 561 последним рабочим днем отчетного года переносится задолженность со счета КРБ 0 209 34 661 в части пособий на погребение и оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, которую ФСС РФ не возместил в 2023 г. Операция отражается по виду деятельности, в рамках которого были расходы.

    Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2023 г

    3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.

    4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.

    5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).

    Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

    Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).

    Годовая инвентаризация

    К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2023 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

    При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».

    *** В части учета основных средств в п. 7 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом, отражается проводкой по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». По мнению автора, применение конкретной корреспонденции счетов следует согласовать с финансовым органом или ГРБС (РБС). По материальным запасам таких противоречий в Инструкции № 162н нет.

    Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

    Для учета расчетов по суммам выявленных недостач денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами, предназначен счет 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

    8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии

    Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.

    Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Если оценочное значение меняется, его результаты в бухгалтерском учете и отчетности признают в том отчетном периоде, когда произошло изменение, а также в будущих отчетных периодах, на которые оно может повлиять.

    По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2023.

    В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.

    • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

    Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

    В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

    1. Заполнение отчетных документов:
    • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
    • бюджетными и автономными учреждениями — сведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
    • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
    • сведения о контрагентах;
    • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
    • подтвержденные и неподтвержденные долги;
    • суммы с истекшим сроком исковой давности.

    Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

    Наличие в Сведениях (ф.0503190) объекта капитального вложения, указанного в Сведениях (ф.0503790), допустимо только в случае, когда бюджетное (автономное) учреждение в соответствии с переданными ему полномочиями реализует бюджетные инвестиции в объект строительства за счет средств федерального бюджета при условии софинансирования таких инвестиций (капитальных вложений) (требует описания в Пояснительной записке (ф.0503160).

    Раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2023 N 85н (далее — Приказ N 85н), кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2023 N 99н (далее — Приказ N 99н), а также порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2023 N 209н (далее — Порядок N 209н).

    Вам будет интересно ==>  Актуальная Форма Обменной Карты В Рф

    В случае заключения в декабре 2023 года соглашений на предоставление межбюджетного трансферта на 2023-2024 гг. принятие в 2023 году обязательств на очередной финансовый год и очередной плановый период осуществляется с применением кодов бюджетной классификации Российской Федерации с учетом положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2023 N 75н (далее — Приказ N 75н). При этом раскрытие в бюджетной (бухгалтерской) отчетности информации по таким фактам хозяйственной жизни осуществляется с учетом положений Приказа N 85н, Приказа N 75н, Приказа N 209н.

    В случае если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении подлежит раскрытию при представлении бюджетной отчетности в текстовой части Раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф.0503160) в составе бюджетной отчетности получателя бюджетных средств без обобщения в Пояснительной записке (ф.0503160) в составе консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

    При выявлении несопоставимости консолидируемых показателей по передаче недвижимого имущества с новым правообладателем (принимающей стороной) передающей стороной осуществляется оформление консолидируемых расчетов с органом, уполномоченным на управление указанным имуществом казны Российской Федерации, — направляется Извещение (ф.0504805) с приложением документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления в отношении указанного имущества на отчетную дату, в целях отражения информации об указанном имуществе, не закрепленном на праве оперативного управления, по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

    13.4. Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) формируются и представляются по деятельности с целевыми средствами (КВФО 5, 6), деятельности по государственному заданию (КВФО 4), приносящей доход деятельности (КВФО 2, 3, 7) с учетом положений пункта 7.5 настоящего приложения к письму.

    Показатель по счету 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям» (КВР 612, 622) Сведений (ф. 0503169) выверяется на соответствие разницы показателей сводных Сведений (ф. 0503769): остатка по кредиту счета 5 401 40 152 «Доходы будущих периодов от поступлений текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и остатка по дебету счета 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

    Бюджетная (бухгалтерская) отчетность представляется главным администратором средств федерального бюджета в составе форм, установленных Инструкциями, без представления дополнительных форм отчетности, установленных главным администратором средств федерального бюджета.

    Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы консолидированной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, в Пояснительной записке (ф. 0503160), Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760) (далее — Пояснительная записка) к ним указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

    — при отражении операций по списанию израсходованных материальных запасов согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 07.12.2023 N 256н, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

    Обязательства работодателя по выплатам социального пособия на погребение и по оплате четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а также по начислению страховых взносов с выплаты четырех дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом отражаются записями, приведенными в письме Минфина России от 13.08.2023 № 02-06-10/66365.

    Изменение показателей вступительного баланса, связанное с формированием на 1 января 2023 г. показателя по счету 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (с неопределенным сроком полезного использования), отражается в сведениях (ф. 0503173, 0503373, 0503773) в графе 5 по коду причины 02.

    • совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (КБК), иных изменений законодательства;
    • реорганизационных мероприятий (изменения типа государственного или муниципального учреждения);
    • исправления ошибок прошлых лет, в т. ч. выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля;
    • иных причин, предусмотренных законодательством.

    Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением расходов за счет бюджета ФСС РФ.

    Сформированная по итогам операций 2023 года дебиторская задолженность по счету (1 – 17 КРБ) 0 209 34 001 последним рабочим днем отчетного 2023 года реклассифицируется в расчеты по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. Операции по реклассификации в сведениях (ф. 0503173, 0503373, 0503773) не отражаются.

    Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2023 году

    • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
    • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
    • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

    Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2023 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2023 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

    Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

    Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2023 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2023 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

    Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2023 в редакции Приказа №267н от 16.11.2023. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

    Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие бумаги:

    Приказ обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственен за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.

    Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

    • наименование фирмы;
    • дата составления и номер документа;
    • объекты и цель проведения проверки;
    • перечень задействованных подразделений;
    • период проведения;
    • сроки предоставления результатов;
    • состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
    • фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.
    • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
    • реквизиты (удобно использовать фирменный бланк);
    • дата и номер приказа;
    • преамбула, в которой идет перечисление всех документов, регулирующих проведение инвентаризационной проверки (акты инвентаризации, сличительная и учетная ведомости, протокол ревизии);
    • приказная часть.

    Рекомендации Минфина по представлению бюджетной отчетности за 2023 год

    Пунктом 167 Инструкции № 191н не предусмотрено осуществление консолидационных процедур (суммирование одноименных показателей и исключение взаимосвязанных показателей) при составлении сводных сведений (ф. 0503169) главными администраторами средств федерального бюджета.

    1) в части принятых и неисполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств), отраженных в соответствующих строках граф 11, 12 разд. 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» отчета (ф. 0503128), размер которых составляет 100 млн руб. и более, показатели приводятся в графах 1 – 8 по соответствующим строкам по номерам счетов аналитического учета счетов 1 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (разд. 1), 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (разд. 2) сведений (ф. 0503175);

    Кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налогов», 0 205 13 000 «Расчеты с плательщиками таможенных платежей», 0 205 14 000 «Расчеты с плательщиками по обязательным страховым взносам», 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности», 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», 0 205 40 000 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба», которая может быть погашена (возвращена) только по обращению кредитора (далее – задолженность, имеющая заявительный характер, задолженность заявительного характера), является непросроченной и краткосрочной (текущей) задолженностью и не отражается в графах 4 и 11 сведений (ф. 0503169).

    Кредиторская задолженность субъекта учета перед подотчетными лицами, отнесенная на соответствующие счета аналитического уче-
    та счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», отражается в составе просроченной задолженности в случае нарушения субъектом учета сроков перечисления (выдачи) средств подотчетному лицу в соответствии с порядком, установленным субъектом учета.

    Изменения валюты баланса, связанные с формированием на 01.01.2023 показателя по счету 1 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами», отражаются в сведениях (ф. 0503173) с указанием кода причины «02» – изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

    Вам будет интересно ==>  Акт О Замене Оборудования

    6. Инвентаризационной комиссии также следует проверить перечень объектов, являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).

    4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.

    Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.

    При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.

    4. Разрешено вместо мат. ответственного лица привлечь независимых свидетелей для наблюдения за пересчетом. В случае необходимости (например, при оспаривании мат. ответственным лицом результатов инвентаризации) свидетели могут подтвердить, что процесс проводился без нарушений со стороны комиссии.

    Проводить инвентаризацию с неполным составом комиссии не рекомендуем. Если впоследствии проверяющие обнаружат, что кто-то из участников физически не мог присутствовать при пересчете (например, в документах есть его больничный или отчет о командировке), проведение инвентаризации будет признано формальным, а ее результаты – недействительными.

    Напомним:

    1. Натуральная инвентаризация – это непосредственное наблюдение объектов инвентаризации, их пересчет, измерение, взвешивание и т. п., а также установление их фактического количества.
    2. Документальная инвентаризация – ревизия документации с целью документального подтверждения наличия/отсутствия объектов инвентаризации.

    По общему правилу, материально ответственное лицо должно присутствовать при инвентаризации. Но только вверенных ему ценностей. Так, мат. ответственные работники отдельного склада должны присутствовать при пересчете комиссией склада, но не обязаны находиться, к примеру, в магазине, где за сохранность ТМЦ отвечают работники магазина.

    Если во время инвентаризации идут внутренние перемещения (например, товар с уже пересчитанного собственного склада приехал в магазин, когда там идет инвентаризация), оформлять это нужно аналогично – отдельной описью на приход ТМЦ во время инвентаризации. Чтобы результаты инвентаризации (особенно с внутренними перемещениями) не содержали ошибок, бухгалтеру нужно заранее обеспечить корректный раздельный учет по местам хранения ТМЦ.

    Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2023-2023 гг

    Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
    Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
    На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2023 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
    — проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
    — проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
    Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2023 год.
    Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2023 года.
    Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

    4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
    Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

    2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
    Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
    Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2023 года.
    Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2023 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2023 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

    5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
    Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

    Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2023 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
    Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2023 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
    Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

    Проводим годовую инвентаризацию

    • смена материально ответственного сотрудника;
    • передача любой собственности в аренду либо лизинг;
    • обнаружение фактов порчи, нанесения вреда, кражи имущества;
    • обстоятельства, которые не зависят от компании, например, стихийные бедствия, военное положение;
    • ликвидация или реорганизация фирмы в любой форме.
  • Теперь фиксируем все в приказе: глава, участники комиссии, объекты инвентаризации, дата начала процедуры. В бланке есть строка «Причина», в данном случае это годовой вид проверки. А значит, в поле надо указать «перед составлением годовой отчетности» или «годовая». Обязательно нужно заполнить предпоследнюю строку, указав крайнюю дату сдачи отчета.
  • Вам будет интересно ==>  Где ставить печать в 2 ндфл с 2023 года

    По завершении председатель и члены комиссии проводят заседание, где фиксируют результаты мониторинга в соответствующий протокол. Унифицированного формата для акта нет, но его можно утвердить локальным документом, и включить в устав фирмы. Кроме основной информации, в акт рекомендуется включить:

    • предложение по пересортице;
    • при выявлении несоответствий четко обосновать причину произошедшего;
    • если есть испорченное имущество, то нужно подробно описать его состояние и оценить рентабельность;
    • суммы непогашенного дебиторского долга;
    • выводы и предложения по итогам инвентаризации.

    Годовая инвентаризация подразумевает проверку перед формированием и сдачей годовой бухгалтерской отчетности. Ведь именно эти результаты нужны для различных исчислений. Процедура мониторинга обязательна для любых компаний, включая частных предпринимателей, а вердикт необходимо отразить в бухучете.

    Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать

    При этом фирме, проводящей пересчет, следует помнить о правилах привлечения сотрудников к сверхурочной работе. Например, если продавец отработал обычную смену, а затем остается для участия в инвентаризации, то для продавца это будет сверхурочка.

    Проводить инвентаризацию с неполным составом комиссии не рекомендуем. Если впоследствии проверяющие обнаружат, что кто-то из участников физически не мог присутствовать при пересчете (например, в документах есть его больничный или отчет о командировке), проведение инвентаризации будет признано формальным, а ее результаты – недействительными.

    У фирмы с небольшим штатом может быть большое количество запасов или большая номенклатура. Кроме того, у мелкого и среднего бизнеса любой покупатель или клиент «на счету». Поэтому, закрывать на несколько суток, к примеру, магазин или точку общепита (особенно в пред-и посленовогодние дни) не хотят ни владельцы, ни руководство.

    1. Мат. ответственному работнику следует вручить письменное предложение присутствовать при пересчете вверенных ему ценностей. На что работник должен дать тоже письменный ответ, в котором изложит причины, почему не может быть на инвентаризации.

    Это грубое нарушение правил ведения бухучета. Оно карается по ст. 15.11 КоАП РФ штрафом 5000 – 10 000 рублей за нарушение, налагаемым на должностных лиц компании. Если же нарушение происходит повторно, штраф удваивается, а должностные лица, ответственные за бухучет в организации, могут быть дисквалифицированы на срок до 2-х лет.

    Обязательная ежегодная инвентаризация в учреждении

    В инвентаризации принимают участие специально созданная комиссия и материально ответственные лица. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители администрации организации, работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, техники и т.д.). Перечень членов постоянно действующей и рабочей комиссий должен быть отражен в приказе, который утверждает руководитель учреждения. Материально ответственные сотрудники как заинтересованные лица в комиссию не входят. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств из числа членов постоянно действующей комиссии могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

    • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам НФА (ф.0504087);
    • инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
    • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) БСО и денежных документов (ф. 0504086);
    • инвентаризационная опись ценных бумаг (ф.0504081);
    • -инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф.0504082);
    • инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф.0504083);
    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
    • инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф.0504091);
    • акт о результатах инвентаризации (ф.0504835);
    • ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф.0504092).

    Перед началом проверки руководитель издает приказ о проведении инвентаризации; комиссия собирает приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денег с указанием «до инвентаризации на «дату», что будет служить основанием для определения остатков к началу инвентаризации. Также перед началом инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка, что на момент начала проведения инвентаризации он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии и все ценности оприходованы или списаны.

    При допуске ошибки в документе она исправляется, неверные данные зачеркиваются и указываются верные. Все внесенные исправления должны быть заверены всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. Результаты инвентаризации сначала фиксируются в описях — на последней странице должна быть сделана отметка о количестве, подсчетов итогов и проверке цен, под подписи лиц, проводивших проверку. Кроме того, в конце материально ответственные лица дают расписку о проверке товаров в их присутствии, об отсутствии претензий, принятии объектов перечисленных в описи на хранение.

    Для проведения инвентаризации комиссией формируются инвентаризационные описи, составленные по унифицированным бланкам. Описи по имуществу, в том числе по бланкам строгой отчетности и денежным документам, составляются по каждому материально ответственному лицу и распечатываются в двух экземплярах: один для бухгалтерии, а второй – для сотрудника, отвечающего за сохранность ценностей. Также указывается место проведения инвентаризации, количество объектов и наименование по номенклатуре в единицах измерения, приятых в учете.

    Порядок проведения федеральных статистических наблюдений, представления отчетов установлен Законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статистического учета закреплены в постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

    Государственные учреждения сдают отчетность в Росстат по формам органа статистики (ч. 4 ст. 6 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ) в электронном виде. Состав форм разный для организаций, это связано с видом деятельности, организационно-правовой формой, полномочиями. Для составления отчетов используют показатели и сведения, которые затем необходимы органам статистики для дальнейшего анализа.

    До 15 апреля 2023 года госорганизации должны будут сдать новую форму № ТЗВ-бюджет в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности. Форма «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения за 2023 год» утверждена приказом от 15.07.2023 № 420. В отчет следует включить данные по всем обособленным подразделениям.

    • баланс (ОКУД 0503130);
    • справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130);
    • отчет о финансовых результатах деятельности (ОКУД 0503121);
    • справка по консолидируемым расчетам (ОКУД 0503125);
    • сведения о движении нефинансовых активов (ОКУД 0503168);
    • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ОКУД 0503169);
    • сведения об изменении остатков валюты баланса (ОКУД 0503173);
    • сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ОКУД 0503175);
    • сведения об исполнении бюджета (ОКУД 0503164);
    • пояснительная записка к Балансу (ОКУД 0503160).

    Казенные учреждения имеют право участвовать в коммерческой деятельности, если это предусмотрено учредительным документом, но все доходы от коммерции перечисляют в бюджет. Все имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и организации используют его на праве оперативного управления.

    Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

    После проведения инвентаризации, полученные данные обрабатываются и если выявлены расхождения, то предпринимаются следующие шаги. Если были выявлены излишки имущества, то излишки должны быть оприходованы и отнесены на результат компании. Необходимо установить причину излишков и выявить материально ответственных лиц, которые несут ответственность за это. Если была выявлена недостача, то тогда необходимо выявить виновное лицо. Виновное лицо должно возместить убытки компании. Если виновное лицо не установлено, то недостача списывается на издержки. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом отчете.

    Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2023 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:

    • ликвидация организации;
    • реорганизация организации;
    • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
    • продажа имущества;
    • выкуп имущества;
    • передача в аренду имущества;
    • воровство, хищение и т.д.;
    • порча имущества;
    • форс-мажорные ситуации.

    Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.

    Информация из регистра сведений Расчет амортизации ОС служит для расчета нормы амортизации. Дальнейшее начисление амортизации по объекту будет производиться документом Начисление амортизации ОС и НМА исходя из остаточной стоимости и оставшегося срока его полезного использования, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н).

    Порядок применения указанных методов для определения справедливой стоимости актива приведен в пунктах 53-60 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 256н).

    «Если имеются признаки того, что признанный в предыдущие периоды убыток от обесценения актива больше не существует или что он снизился, но сумма убытка от обесценения актива не подлежит восстановлению, субъектом учета принимается решение о корректировке оставшегося срока полезного использования такого актива.»

    Согласно пунктам 25, 43 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 257н, накопленный убыток от обесценения объекта основных средств отражается в учете обособленно от стоимости объекта ОС по аналогии с суммой накопленной амортизации по данному объекту.

    Согласно пункту 5 Стандарта «Обесценение активов», обесценение актива — это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива.