Как Государство Рк Помогает Развиваться Малому И Среднему Бизнесу

Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Малое предпринимательство как показывает международная практика, зарождается, прежде всего, в тех отраслях, где капитал оборачивается быстрее, а именно в торговле , общественном питании и в сфере услуг. Однако форсированная экономическая политика по реформированию рыночной экономики, начавшаяся с либерализации цен и связанная с ней нарастающая инфляция привлекла к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из – за обесценивания сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, что вызвало паралич в формировании малого бизнеса и его инвестиционной деятельности. Малое предпринимательство оказалось под прессом многочисленных сборов и больших налогов.

Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.

Исторически, роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса.

Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере обуславливает уровень научно – технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Необходимо отметить, что на сегодня в стране имеются благоприятные условия для развития МСБ, а принятые реформы и программы имеют определенный успех. В ежегодном аналитическом отчете Всемирного банка DоingBusinеss в 2012 году Казахстан из 183 стран поднялся на 11 позиций вверх – с 58-го на 4-е место, что свидетельствует о большей привлекательности страны для создания и ведения бизнеса. Более того, сравнивая позиции с соседними государствами, видно значительное преимущество Казахстана в сфере совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Однако уже сегодня можно кон­статировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению про­блемы занятости населения, на­полнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и сред­нее предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент республики – Лидер нации Н. Назарбаев подчеркнул: «Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое». [4]

Осознавая важность и необходимость развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, ежегодно Президент в своих Посланиях делает особый акцент на создании благоприятных и привлекательных условий для усиления позиций отечественных предпринимателей. Не стало исключением и Послание 2012 года, в котором Нурсултан Назарбаев отметил положительные результаты реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2023», а также поставил последующие цели и направления, в которых необходимо продолжить работу.

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней эконо­мических реформ является одним из приоритетов экономической по­литики государства. Предприни­мательский класс выступает неот­ъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъ­ектом экономических отношений.

На данном этапе вторым витком развития стало принятие Государ­ственной программы поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 г.г. и закона «О при­ватизации», который привел к фор­мированию и становлению МСБ. Приватизация государственной соб­ственности привела к увеличению численности зарегистрированных предприятий на 17,5 тыс. ед. Про­блемами второго витка развития были нестабильная социально-эко­номическая ситуация, недостаточно четкое выполнение действующих за­конодательных и программных доку­ментов, внесение частых изменений в действующее законодательство, высокий уровень налогов, наличие административных барьеров.

«Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса… Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала».

Таким образом участие Казахстана в ВТО будет способствовать кА дальнейшей либерализации внутреннего рынка, так и более широкому продвижению отечественной продукции на внешние рынки, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления.

В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».

Как видно из приведенных данных, в большинстве случаев используемые критерии не учитывают особенностей функционирования малых предприятий, таких как отраслевая принадлежность или стадия развития предприятия, а также социальная характеристика предпринимателя.

Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.

На 2023 год освободить от ИПН индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном режиме налогообложения. Миннацэкономики обеспечить включение КРС и племенных цыплят в перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета.

  • приостановить до 1 июня 2023 года применение арестов имущества налогоплательщиков-должников, за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;
  • продлить до 1 июня 2023 года сроки исполнения уведомлений об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, наступающие в период чрезвычайного положения, за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;
  • приостановить течение сроков проведения проверок, осуществляемых органами государственных доходов, на период чрезвычайного положения, при этом срок приостановления не включается в срок проверки.
  • от уплаты налога имущество ИП и юридические лица по следующим объектам: крупные торговые объекты, ТРЦ, кинозалы, театры, выставки, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения;
  • от земельного налога на земли сельхозназначения производители сельхозпродукции.
  • для вышеуказанных категорий налогоплательщиков до 15 августа 2023 года приостановлено по всем видам налогам начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам и перенесён срок налоговой отчётности на 3 квартал.
  • предоставлена отсрочка* по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей, социальных платежей;
  • приостановлено принятие мер по начислению пени, приостановлению расходных операций, ограничению распоряжения имуществом и меры принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, задолженности по социальным платежам (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска);
  • продлены сроки исполнения уведомлений по результатам камерального контроля, направленных в период с 15.03.2023г. по 15.04.2023г. (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска);
  • приостановлено течение сроков налоговых проверок

Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000 МРП (79,5 млн тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

На 2023 год освободить от налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям. Также для этих налогоплательщиков по всем налогам приостановить начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2023 года и перенести сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2023 года.

Вам будет интересно ==>  Где в адлере подать налоговый вычет за учёбу

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных программ — на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

Думая об этом, следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории «малых», учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.

Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

Как Государство Рк Помогает Развиваться Малому И Среднему Бизнесу

Становление малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование индустриально-инновационного развития экономики, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено, что «отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований» [1].

В Казахстане на 1000 человек действующего трудоспособного населения приходится приблизительно 80 МСБ [3]. Общее количество действующего трудоспособного населения Республики Казахстан составляет 8 миллионов, более чем 1/5 активного населения работает на МСБ, из них почти половина приходится на быстро развивающуюся подгруппу индивидуальных предпринимателей.

В дополнение к отставанию развития МСБ в целом от уровня развития его в развитых странах, следует отметить, что и МСБ в РК обладает еще и рядом негативных отличительных особенностей, не характерных для малого предпринимательства в развитых странах. Среди них:

Свою большую эффективность доказали меры косвенной поддержки, такие как гарантированные кредиты, государственные заказы, льготное налогообложение. Второй важной тенденцией поддержки малого предпринимательства является уход от всеобщего охвата программ, помощь должна носить стимулирующий и выборочный характер. И третьей важной тенденцией является вовлечение большого числа частных инвесторов в программы поддержки малого предпринимательства. Путем развития этой тенденции государство не только привлекает новые средства в экономику, но и увеличивает за счет масштаба эффективность использования своих финансов. И, наконец, финансовая помощь используется максимально эффективно, тогда когда государство не просто дает деньги, но и помогает грамотно ими распорядиться.

Как Государство Рк Помогает Развиваться Малому И Среднему Бизнесу

Предприниматель — это лицо, которое сочетает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности и применяет их для поиска и развития новых видов и методов производства, новых сфер использования капитала, получение новых благ и их новых качеств.

Сущность предпринимательства проявляется в инициативной, новаторский, самостоятельной деятельности. Его целью, с одной стороны, является получение прибыли или личного дохода в результате предвидения, точного расчета, а с другой — наиболее эффективно использование факторов производства, стремление реализовать творческие потенции человека. Функции и условия существования предпринимательства

Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стала опорой экономического развития и процветания Казахстана.

Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом.

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, «верхний» его слой – это немногочисленные, малые по количеству занятых, но работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы [7].

За ними идет гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Необходимо отметить, что основной кадровый резерв для предприятий МСБ – это те самые 5,8% населения, которые числятся безработными. Какой завтра будет их доля в ВВП – это уже вопрос второй. На самом деле, малый и средний бизнес предоставляет людям возможность сохранить человеческое достоинство, во-первых, не пополняя собой категорию маргинальных личностей, а, во-вторых, избежав унизительной жизни на пособие по безработице. Создание своего дела – это не только вопрос выживания, для многих граждан Казахстана – это еще и вопрос самоуважения, самосовершенствования и самореализации. Словом, разговор о необходимости развития малого и среднего бизнеса постепенно выходит из области экономики, перемещаясь в область общечеловеческих ценностей, но это уже совсем другая история…

В мировой практике развитие экономики неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает во все сферы жизни. Об этом свидетельствует расширение круга операций банков, в том числе и в области кредитования. Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.

Вторым зафиксированным критерием стала выручка предприятия от реализации товаров без учета НДС, которую и определило правительство задним числом. При этом закон устанавливает, что при разделении предприятий на микро, малые и средние при одном из двух показателей выбирается наибольший. Так, при выручке в 1 млрд. рублей и численности сотрудников в 7 человек предприятие будет признано средним [6].

Вам будет интересно ==>  Алкогольное Опьянение По 105 Статье Ук Рф

Развитие малого и среднего бизнеса в РК

В настоящее время многие малые предприятия предлагают на внутреннем рынке низко технологичную продукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможного потребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, а также государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуации необходимо внести в Закон «О государственных закупках» перечень нормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организаций на приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг у субъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет на покупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малыми предприятиями.

Также одной из главных причин отказа банков в кредите является отсутствие у субъектов малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. При этом, наблюдается занижение банками оценочной стоимости закладываемого имущества, которая составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.

Проведенный анализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, что наряду со многими факторами и причинами, сдерживающими его развитие, до сих пор в числе важнейших остаются финансовые, а именно: сложности в доступности банковских кредитов, неразвитость прогрессивных и альтернативных форм финансово-кредитной инфраструктуры, а также проверенных в мировой практике методов и форм взаимно заинтересованных отношений финансово-кредитной системы, государства и малого бизнеса.

Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. При этом малые предприятия получают
помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с — необлагаемым минимумом. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Косвенные методы регулирования экономики требуют пристального их изучения. К этим методам регулирования можно отнести налоговую и денежно-кредитную политику государства, государственные закупки товаров и услуг. Государственному регулированию экономики способствуют различные направления экономической политики, такие как антиинфляционная политика экономического роста, инвестиционная и социальная политика, связанная с регулированием внешнеэкономических связей, научно-технических исследований и другие.

Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных [3]. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Как Государство Рк Помогает Развиваться Малому И Среднему Бизнесу

Во Франции первые работы, посвященные в основном так называемым средним слоям населения, были написаны Ж.Лекордье «Средние классы в походе», П.Блетоном «Люди грядущих времен», П.Бессоном «Существенное место мелких и средних предприятий во французской экономике». В этих работах прослеживается мысль о том, что средние слои являются той социальной силой, которая может устранить антагонизм между буржуазией и пролетариатом, поскольку их состав пополняется как из среды буржуазии, так и из среды пролетариата.

Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и среднего бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В трудах западных ученых, таких, как Шумпетер И., Даллаго Б., Мак Интайр Г., Хойер В., Рубе В., Питере Т., Уотермен Р., Веблен Т. рассматривалась теоретические аспекты функционирования малого и среднего бизнеса, прогнозировалась трансформация мелкого производства в крупное по мере развития производительных сил, а определяющей тенденцией выделялось укрупнение производства и рост масштабов предприятий.

Предприниматель должен иметь хорошо мотивированную команду единомышленников, которые не только осознали возможность нового бизнеса, но и знают, как реализовать эту возможность практически. Как правило, вначале предприниматель работает один, а когда предприятие достигает определенных размеров прибыли, появляется возможность расширения предприятия и привлечения высококвалифицированных специалистов.

Такая система гарантии, на наш взгляд, является основным элементом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сама по себе она не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными ресурсами, позволяющими финансировать соответственно среднесрочные и долгосрочные инвестиции.

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены различные организационно-правовые формы осуществления деятельности, такие как хозяйственные товарищества, акционерные общества, общественные объединения, иные некоммерческие и коммерческие организации, а также обособленные подразделения юридических лиц — филиалы и представительства.

Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Правительства страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования. Фондом профинансировано почти 100 проектов на общую сумму 54,7 млн. долларов США. По программе развития микрокредитования Фондом профинансировано 99 проектов на общую сумму 4 088,76 млн. тенге.

Вам будет интересно ==>  Способы Мести Отомстить Соседям Сверху И Снизу Где Можно Увидеть И Прочитать Как Через Батарею Подключить Музыку

Современное состояние экономики и позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие данного сектора. Понимая необходимость создания условий для активного роста и развития компаний малого и среднего бизнеса на казахстанском рынке была создана «Федерация развития малого и среднего бизнеса».

Наиболее простой формой, позволяющей обозначить свое присутствие в Казахстане, является Представительство. Основными характеристиками которого является то, что Представительство не является самостоятельным юридическим лицом, а лишь его обособленным подразделением. Основная задача Представительства – осуществление защиты и представительство интересов создавшего его юридического лица. При этом следует учитывать, что Представительство не вправе осуществлять коммерческую деятельность и, в связи с чем, может ограничить юридическое лицо в деятельности на территории Казахстана. Ответственность за деятельность Представительства возлагается на головную компанию.

В январе – июле 3007 года оборот розничной торговли в большей степени (75,8% от общего объема розничного товарооборота) формировался торгующими предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в основном в стационарной торговой сети.

В январе – июле 2007 года объем розничного товарооборота составил 988,9 млрд. тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года (в постоянных ценах) на 10,9%. В июле 2007 года реализация товаров составила 156,7 млрд. тенге, что в постоянных ценах выше уровня июля 2006 года на 9,9%, по сравнению с июнем 2007 года увеличение составило 2.4%.

С начала года оборот от реализации товаров предприятиями частной формы собственности, от торговли а рынках и индивидуальными предпринимателями получен в сумме 958,1 млрд. тенге (96,9%), других государств, их юридических лиц и граждан – 30,6 млрд. тенге (3,1%). Доля государственной торговли в республике незначительна.

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.[7; с.36]

В социально-экономической политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее растет занятость населения и создаются условия для стабильности в обществе.

Несомненным является тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеет ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства Фондам, на практике у субъектов бизнеса возникают затруднения с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуру утверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развития предпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленную инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акценты нате области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, — трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечь областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади для того, чтобы в них можно было разместить на взаимовыгодных условиях.

Кроме того, Фонд принимает участие в ряде важных государственных программ, направленных на поддержку отечественных производителей, субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, 22 декабря 1997 года было подписано соглашение о займе между Европейским Банком Реконструкции и Развития и ФРМП сроком на 10 лег о предоставлении кредитной линии в размере 72,5млн. долл. США, обеспечивающей доступ к финансированию частным предпринимателям и малым компаниям посредством банковских кредитов.

Так, на основании Постановления Правительства РК №665 от 26 апреля 1997 года было создано ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства». Основной целью деятельности данного Фонда является эффективное использование финансовых средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства, в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов и мероприятий поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечивающего создание новых производств и рабочих мест.

Как Государство Рк Помогает Развиваться Малому И Среднему Бизнесу

Так, порядка 82% МСП – это индивидуальные предприниматели. Причем, в условиях низких возможностей альтернативного трудоустройства создание индивидуального предпринимательства выступает как вынужденное предпринимательство, которое отличается низкой производительностью и направлено, в первую очередь, на обеспечение личных источников дохода. Так, к примеру, в сельской местности, где возможности трудоустройства по найму достаточно низкие, доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза выше, чем в городе, – 16% против 8% (по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК). При этом на фоне роста малых компаний, количество средних предприятий, занятых в сфере услуг сокращается – примерно на 10% за период 2023-2023 годы (см. рис.1).

Необходимо заметить, что сокращение экономической активности средних предприятий является следствием слабых механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних. Существующие инструменты поддержки не учитывают в целом различий между малым и средним бизнесом и непропорционально смещены в сторону развития индивидуального и микро- предпринимательства. Кроме того, для предпринимателей более выгодным становится оставаться в категории малого бизнеса, для которых, в свою очередь, фискальная и административная на- Научный журнал. 2023/4 (92) 41 грузка в связи с принимаемыми мерами находится на относительно низком уровне. Другими словами, нежелание рисковать и искусственное сдерживание развития бизнеса ограничивает возможности для роста предпринимательского сектора в целом.

Так, вклад малого и среднего бизнеса, в том числе и задействованного в секторе услуг, в общие экономические показатели Казахстана существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Доля МСБ в валовом внутреннем продукте в январе-сентябре 2023 года сложилась на уровне 28,9%. Вместе с тем, по странам ОЭСР в среднем доля МСП в ВВП составляет порядка 60%, к примеру, в Италии – 68%, Великобритании – 51%, Финляндии – 60%, Германии (53%), Нидерландах (63%), (http://www.esep.kz/upload/iblock/007/Zaklyuchenie-Schetnogokomiteta-2023.pdf).

Таким образом, важность приобретает формирование стимулирующей модели акселерации роста малых и средних предприятий на разных этапах жизненного цикла. Причем, стоит также заметить, что в целом предпринимательская активность среди населения остается небольшой. Доходы от наемного труда составляет основу денежных поступлений населения, тогда как роль предпринимательской деятельности и доходов от собственности невелика. Так, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2023 году только 10% населения получали доход от предпринимательской деятельности.

Доля сферы услуг в общем объеме инвестиций имеет тенденцию к устойчивому снижению – с 50,3% в 2014 году до 34,7% в 2023 году. Почти 70% приходится на операции с недвижимым имуществом и транспорт. Инвестирование в остальных отраслях услуг не столь масштабны. Для нерыночных капиталоемких услуг образования, здравоохранения, искусства существенна зависимость от бюджетных вливаний.