Как Поменять Вид Разрешенного Использования Здания 2023 Году

Изменение вида разрешенного использования здания

Обращаясь за изменением функционального назначения, необходимо учитывать, что существуют основные, вспомогательные и условно разрешенные виды. Эксперты нашей компании помогут разобраться с особенностями применения данных видов, и проведут работу по их изменению, сократив сроки всех мероприятий.

  • технический паспорт на недвижимость;
  • план здания по этажам и экспликацию помещений;
  • подтверждение прав собственности на объект;
  • иные правоустанавливающие бумаги;
  • проект, утвержденный в ходе экспертизы;
  • техническое заключение компании, занимающейся содержанием здания.
  • информация о нем есть в кадастре (здание зарегистрировано);
  • изменение вида не противоречит назначению земельного участка;
  • запрашиваемый вид использования соответствует Классификатору;
  • на здание не наложены ограничения (находится вне ЗОУИТ).

Помимо согласования данной процедуры с собственником здания, необходимо учитывать положения проекта использования объекта. Дополнительный вид должен соответствовать этому документу. Техническая документация оформляется в БТИ. Заключение о состоянии недвижимости можно получить в обслуживающей организации. Если присвоение дополнительного ВРИ связано с изменением конструкции здания, следует сначала получить разрешение на подобные действия.

Однако чаще собственники или арендаторы капитальных объектов инициируют изменение вида использования надела или функционального назначения здания. Первый вариант больше подходит тем, кто возводил недвижимость для какой-либо конкретной деятельности (торговый центр, гостиница, спортивный комплекс и т.д.). Второй способ устранения несоответствия применяют, после покупки участка с уже готовым, но незарегистрированным зданием.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2023 году

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции. Во-первых, определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения. Затем встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру. И третий пункт – целесообразно ли это.

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

Регламентируется процедура внесения таких изменений двумя кодексами РФ: Градостроительным N 190-ФЗ и Земельным N 136-ФЗ, а также Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. с изменениями от 2023 года. Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

  • Письменное обращение с внесенным в текст номером участка в кадастровом реестре земли;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Документы, позволяющие доказать права пользования и распоряжения в отношении территории у собственника, и правоудостоверяющие документы в том случае, если земля была приобретена до 2.03.1998 года, так как в отношении таких участков при запросе данных в ЕГРН будет выдана пустая справка.

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (далее – Порядок ведения ГКН) сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Земельный кодекс устанавливает понятие, которое связано с зонированием территорий. Оно заключается в разделении большой территории на зоны развития не только поселений, но и других территорий. Также определяется вид градостроительного использования. Устанавливаются и ограничения, связанные с использованием некоторых участков.

Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.

Если собственник не обратился заранее в администрацию поселения и органы государственной власти, то он имеет возможность с помощью органов государственного кадастрового учета осуществить межведомственный запрос для получения готового решения, которое обязаны вынести сотрудники муниципалитета, для оформления заключительного решения о возможности изменения ВРИ земельного участка либо об отказе в смене ВРИ.

  • все владельцы участка должны быть на это согласны (в случае, если вы не единоличный владелец);
  • участок должен быть в собственности, состоять на кадастровом учете и иметь границы;
  • соответствовать требованиям о предельной норме площади в регионе;
  • если вы хотите сменить ВРИ, характерный только для земель сельхозназначения на ВРИ, допустимые в населенных пунктах (например, «ЛПХ на полевом участке» на «ЛПХ на приусадебном участке»), то придется менять сначала категорию назначения земель (и это тоже тема для отдельной беседы).

Фото: ensocompany.ru

Для каждого из этих ВРИ есть свои нюансы. Так, если ваш ВРИ 2.1, то на участке вы сможете разводить цветы или, скажем, морковку, но разведение сельскохозяйственных животных на нем не предусматривается. Так что если вы мечтаете о курах — вам больше подойдет ВРИ 2.2. Словом, везде свои нюансы.

Не перепутайте ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» 2.2 с ВРИ «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» 1.16. Если в первом случае строиться можно, то во втором — нельзя. Еще нельзя путать ВРИ «Ведение садоводства» 13.2 (допускается строительство жилого или садового дома) и «Ведение огородничества» 13.1 (можно строить только хозяйственные постройки).

В очередной серии из проекта «Дом в фокусе» мы вместе с юристом Денисом Юдиным, руководителем юридической компании «Юдвин», рассказываем о том, как изменить вид разрешенного использования земельного участка. Иногда это необходимо для того, чтобы можно было построить на нем дом безо всяких нарушений.

Собственно, вот и все. С этими документами вам нужно обратиться в МФЦ или в Управление Росреестра для того, чтобы в ЕГРН были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования. Срок такого внесения — семь дней. Если на использование участка не налагается никаких ограничений, вид разрешенного использования будет изменен. В Татарстане эта услуга бесплатна.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2023 году

ГсК РФ установлено, что порядок такой сложной процедуры как изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется правилами землепользования и застройки. На период до 2012 г. действует норма п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которой решение об изменении принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Учитывая названные выше причины, можно прогнозировать необходимость изменения вида разрешенного использования любого земельного участка, в связи с чем следует предусмотреть упрощенный порядок такого изменения в течение определенного периода
.
Кроме того, и после 2012 г. останутся территории, на которых не будут установлены правила землепользования и застройки, а вопрос о том, в каком порядке на них должно производиться изменение разрешенного использования земельного участка, остается неурегулированным.
В соответствии с п
. 5 ст. 37 ГсК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Очевидно, имелись в виду специальные законы, регулирующие режим использования отдельных видов земель (например, Лесной и Водный кодексы РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.), но сегодня ни один из них порядок принятия указанных решений не устанавливает. Общие нормы о порядке установления и изменения вида разрешенного использования на таких землях должны быть определены ЗК РФ.
Заметим, что установление норм, о которых идет речь, особенно важно для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку отсутствие правил порождает коррупцию
.
Что касается порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которые распространяются градостроительные регламенты, то здесь также возникает несколько существенных вопросов
.
Обоснованность действующей на период до 2012 г. нормы п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вызывает сомнения, так как для вынесения решения главой местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков требуется сложная и малоэффективная процедура публичных слушаний (результаты которой носят рекомендательный характер), но нет надобности в согласии правообладателя. Это создает возможность для нарушения прав лиц, использующих земельные участки. Видимо, следует признать целесообразным определение на уровне закона основных моментов того порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, который будет устанавливаться правилами землепользования и застройки.
Однако прежде чем вносить в законодательство поправки по поводу разрешенного использования земельных участков, необходимо определиться в принципиальном отношении к этому понятию и его месту в системе правового регулирования
.
Представляются возможными три основных варианта:
1) разрешенное использование применяется только по отношению к земельным участкам, планируемым под застройку, и для других участков не требуется; порядок его установления и изменения регулируется ГсК РФ;
2) разрешенное использование земельных участков является инструментом земельного права, дополняющим и уточняющим понятие категории земель для обеспечения целевого и рационального их использования. Каждая категория земель предусматривает определенный перечень возможных видов разрешенного использования. Он устанавливается земельным законодательством, равно как и порядок определения, изменения вида разрешенного использования;
3) категории земель отменяются — вместо них устанавливаются виды разрешенного использования
.
Сегодня ГсК РФ и ЗК РФ основаны на принципах первого варианта, хотя фактически законодательство развивается по второму
.
В принципе законодатель может выбрать любой из вариантов при условии его последовательной реализации. Однако наименее желателен третий вариант — отмена категорий земель, и не в последнюю очередь потому, что его реализация потребует наиболее существенных изменений законодательства, в том числе кардинальной переработки ЗК РФ, устанавливающего правовой режим земель в зависимости от их принадлежности к той или иной категории. Это потребует переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, что, как показывает опыт, затягивается на длительный срок, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, ложится тяжким бременем на граждан — обладателей прав на земельные участки, способствует возникновению массы коллизий в правоприменительной практике.
При подготовке данного текста были использованы выдержки из статьи Е
. Л. Мининой.

Вам будет интересно ==>  Как Зарегистрировать Дом В 2023 Году

Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным зонированием) и требованиями законодательства.
В законодательстве не описано, а в литературе не доказано, существуют ли иные способы установления (изменения) разрешенного использования земельных участков, кроме предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации зонирования территорий
.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, установивший в соответствии с предписанием пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации общие принципы и порядок проведения градостроительного зонирования, содержит противоречия с земельным законодательством, что порождает коллизии в правоприменительной практике
.
По мнению Л. Е. Бандорина, разрешенное использование земельных участков – это неотъемлемый элемент правового режима земельного участка, установление которого имеет целью определение конкретного, устойчивого способа использования земель, соответствующего целевому назначению земель, из состава которых образован земельный участок. При этом неотъемлемость разрешенного использования земельных участков означает, что оно должно определяться для земельных участков, образованных из состава земель всех категорий (за исключением земель запаса), что обусловлено необходимостью конкретизации правового режима земельных участков, которая не может быть обеспечена лишь посредством деления земель на категории.
Понятие «разрешенное использование земельного участка» четко привязано ЗК РФ к зонированию территорий: упомянутая ст
. 7 говорит о разрешенном использовании земельного участка «в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов». Зонирование же территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов, в которых согласно ст. 85 в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель не упоминаются.
К настоящему времени виды разрешенного использования большинства земельных участков уже установлены, однако зачастую это происходило с нарушениями прав землепользователей и собственников зданий (строений, сооружений)
. Помимо прочего названный выше классификатор может не содержать в своем перечне отдельные виды разрешенного использования. Такая правовая неопределенность делает актуальным вопрос о порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Ознакомиться о порядке предоставления, результате обращения, необходимых документах и случаях отказов можно на портале Госуслуг. Здесь же имеются ссылки на нормативные документы и административные регламенты касательно исполнения услуги по изменению вида разрешенного использования надела.

Изменение вида разрешенного использования

Типы разрешенного применения земельных участков определяются ст.7 ЗК. В зависимости от категории землю можно эксплуатировать разными способами. Изменение вида разрешенного использования допускается на основании закона от № или закона от № , ст. 37, 38, 39 Градостроительного кодекса. В первом случае можно выбрать любой тип, во втором — исходя из конкретного назначения земли. Уполномоченный орган выносит постановление, в котором указываются данные об участке, порядке его применения и новом виде. Принятое решение является основанием для внесения перемен в государственный кадастр. По окончании процедуры выдается свидетельство.

К постановлению следует приложить другие документы, которые ранее передавались в местную администрацию. На основании такой документации будут внесены нужные корректировки в ЕГРН. Процесс регистрации изменений не занимает больше 15 дней. После этого можно пользоваться землей на основании внесенных корректировок. При этом важно учитывать соответствие вида разрешенного использования земельного участка с фактическим применением территории. В ином случае можно столкнуться с негативными последствиями.

Вам будет интересно ==>  Как Определить 10% По Крупной Сделке Муниципального Учреждения С 01 Января 2023

Документы, переданные в местную администрацию, рассматриваются максимально в течение 45 дней. В конце данного срока заявитель получает ответ, который может быть отрицательным или положительным. В последнем случае выдается постановление, которое далее будет передано в отделение Росреестра.

  • Основной. Правила использования такой земли установлены Приказом Минэкономразвития № 540. Основной ВРИ отражает нормы, которые применяются к целевому назначению земли. Если установлен такой вид, то владелец может пользоваться территорией только на основании ее назначения, например, для строительства частного дома или ведения сельского хозяйства.
  • Условно-разрешенный. При таком ВРИ владелец территории может выполнять действия, направленные на улучшение качества территории. Все действия должны отвечать назначению земли, а также непременно согласуются с администрацией региона. При реализации данных действий не допускается нарушение окружающего массива. Например, если земля применяется для огородничества, то можно возвести на ней капитальное сооружение, предназначенное для хранения фруктов или овощей.
  • Дополнительный. Выступает в качестве приложения к другим видам. При его наличии могут выполняться владельцем какие-либо не слишком существенные действия с землей, которые не регистрируются в Росреестре и не требуют подготовки специализированной документации. Например, можно возвести временные строения для хранения инструментов или иных целей.
  • отсутствие нужной документации;
  • предоставление ложных или противоречивых данных в заявлении;
  • отсутствие информации о конкретном участке в ЕГРН;
  • нет данных о владельце территории;
  • не подготавливаются заранее письменные согласия на процесс другими владельцами территории;
  • земля находится в санитарной зоне какого-либо производственного предприятия;
  • запрос касается общей придорожной территории.

Декларация имеет другую функцию по сравнению с заявлением. Она выступает подтверждением того, что владелец территории действительно готов внести нужные корректировки в ЕГРН. Поэтому в ней указывается просьба изменить ВРИ. Прописываются причины для принятия такого решения, а также указывается новый ВРИ, который будет установлен для участка земли.

\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0413\u041f\u0417\u0423 \u0438 \u0443\u0432\u0435\u0434\u043e\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f \u0431\u044b \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441.\n\n

Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование.

В случае отсутствия замечаний со стороны муниципалитета, заявитель получит разрешение на осуществление запрашиваемого вида работ. В случае отказа, собственник имеет право потребовать мотивировать его в соответствии с существующими нормативными актами и правилами.

Целью принятия всеобщего классификатора является устранение излишнего разнообразия ВРИ, ненужной конкретизации, затрудненного восприятия, бессистемности. Ранее формулировки назначений участков устанавливались местной властью и закреплялись принятием градостроительного регламента, действующего на территории определенного муниципального образования.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.

  • Проведение землемерных работ на участке, если они не были проведены ранее. Эти процедуры определяют границы участка, его площадь, расположение относительно других, описывают объекты недвижимости, присваивают кадастровый номер.
  • Подготовка пакета документов, список которых приведен выше.
  • Написание заявления и подача его с документами для рассмотрения в органы исполнительной власти.
  • Получение ответа от уполномоченного органа власти.
  • В случае положительного решения нужно передать документы в Государственный реестр для внесения изменений по данному участку.

В каждом случае имеются свои требования и ограничения. Если дело касается надела под ИЖС, то на нем обязательно должен быть построен частный дом. На земле под огород и сад законом разрешено возвести домик, но получить в нем прописку невозможно. Надел под ЛПХ должен использоваться только по прямому назначению и получить разрешительные документы на строительство на нем не получится.

  • характеристики надела, сведения о нем;
  • точное положение;
  • форма собственности;
  • характеристики кадастрового учета и технические данные;
  • срок пользования или владения;
  • причины изменения вида разрешения на землю.
  • выписка из правил землепользования и застройки (ПЗЗ) о разрешенных видах использования, которую можно заказать, зная кадастровый номер или адрес участка — скачать образец;
  • градостроительный план;
  • справка о зонировании территориальной единицы, в пределах которой расположен надел.

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Описание вида разрешенного использования земельного участка застройки: Размещение объектов недвижимости, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.0 или 4.0, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вред окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны, а площадь земельных участков под названными объектами не превышает 20% от площади территориальной зоны, в которой разрешена жилая застройка, предусмотренная видами разрешенного использования с кодами 2.1- 2.6

Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам. В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено. В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Фактически ответ на ваш вопрос содержится в самом вопросе. Дополнительно привожу выдержку из приказа минэконом развития: Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг). Кроме этого обращаю ваше внимание, что в ПЗЗ помимо основных видов использования указаны вспомогательные. Самый главный вопрос какая у вас цель, что вы хотите построить. Исходя из четкой цели надо анализировать можно ли что-то подвести под неё.

Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания

  • паспорт РФ;
  • правоустанавливающие документы;
  • поэтажный план здания;
  • заявления в инстанции;
  • подробный проект реконструкции;
  • топографический план участка, на котором расположен объект недвижимости;
  • заключение о техническом состоянии;
  • письменное разрешение других собственников, если помещение располагается в многоквартирном доме.
  • сокращать или увеличивать количество этажей;
  • ремонтировать фасад;
  • пристраивать к объекту дополнительные строения;
  • обустраивать чердак и мансарду;
  • усиливать опорные конструкции;
  • устанавливать и менять расположение коммуникаций;
  • переделывать постройку под коммерческую недвижимость.
Вам будет интересно ==>  Какие Льготы Имеет Ветеран Боевых Действий В Чечне На Жилье

Право собственности предполагает наличие определенных правомочий. Владелец пользуется и распоряжается недвижимым имуществом по своему усмотрению. Об этих привилегиях собственники знают, но некоторые полагают, что с момента покупки и регистрации нежилого задания, они могут делать с ним все, что угодно. Это ошибочное мнение. Пользоваться строительным объектом можно, но любые реконструкционные работы нужно согласовывать и официально оформлять.

  • неполный пакет документов;
  • неточности, ошибки в проектной документации;
  • несоответствие планируемых работ требованиям реконструкции;
  • недопустимость выполнения некоторых работ, связанная с нарушениями строительных и санитарных норм и т. д.

На завершающем этапе собственник должен получить акт выполненных работ и разрешение жилищной комиссии. Документ выдается только после осмотра реконструированного объекта и при отсутствии нарушений технических и строительных норм. Последней инстанцией будут органы местного самоуправления. Сюда направляют всю собранную документацию и ждут решения.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Как поменять разрешенное использование земельного участка

В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, действующая в настоящее время система в качестве критерия отнесения к жилым помещениям называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания. Тем самым не исключена возможность отнесения к индивидуальному жилищному фонду и жилых строений, если они пригодны для проживания.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона номер 112 «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок – это участок в границах населенного пункта, который используется для ведения личного подсобного хозяйства, то есть непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. На приусадебном земельном участке можно возводить и жилой дом, и жилое строение.

При этом специалисты, как правило, рекомендуют строить сразу именно дом, так как налоговые органы придерживаются мнения, что физическое лицо не может получить имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов, произведенных на строительство жилого строения (письмо УФНС России по Москве от 29.09.2009 № 20-14/4/101409). Является ли ваше здание жилым домом или строением, определяет проект строительства.

Гораздо больше подходят для капитальной загородной недвижимости земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Одно из главных преимуществ этой категории земель – то, что при переводе земли в ИЖС и строительстве на ней дома собственник, согласно Налоговому кодексу, вправе рассчитывать на налоговый вычет, равный сумме фактически произведенных расходов. Однако, необходимо помнить, что если в течение 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок дом так и не построен, и на него, соответственно, не зарегистрированы права собственности, то зпо прошествии этих 10 лет земельный налог в отношении участка будет начисляться с двойным коэффициентом.

Порядок изменения разрешенного использования участка зависит от того, утверждены ли для соответствующей территории правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в предусмотренном этими правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в статьях 31 – 32 Градостроительного кодекса РФ. Она предполагает подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местной администрации. После этого проводятся публичные слушания, о которых уведомляются прежде всего правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. Представительный орган местного самоуправления утверждает соответствующие изменения, и тогда новое разрешенное использование земельного участка может быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Виды разрешённого использования земельных участков в новом представлении; Классификатор ВРИ 2023

Расширение перечня видов разрешенного использования земельных участков в свою очередь позволяет собственнику выбрать вид, наиболее соответствующий фактическому использованию, что может положительно отразиться на величине кадастровой стоимости и минимизирует риски наложения штрафов за нецелевое использование участка.

Документ разработан в целях уточнения и детализации видов разрешенного использования земельных участков, устранения сложностей при определении видов разрешенного использования земельных участков для градостроительных регламентов территориальных зон при осуществлении градостроительного зонирования, при выборе вида разрешенного использования конкретного земельного участка.

Информация эта открытая в отношении любого надела. На публичной кадастровой карте можно найти только основной вид. Полные же официальные данные приводятся в выписке из ЕГРН. У собственника (если он регистрировал права после 01.01.2023) она должна быть на руках.

Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1 — 3.10.2

Из классификатора видов разрешенного использования земельных участков Приказом убрали некоторые уточнения. В частности для земель, предназначенных для ведения садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд, больше не содержатся уточнения — «плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных», что не накладывает ограничений или запрет на их выращивание.

Вид разрешенного использования земельного участка: что это и зачем его меняют

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2023 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.