Какие Строения На Земельном Участке Освобождаются От Налогообложения?

Утвержден порядок, по которому до утверждения результатов определения кадастровой стоимости и установления единой даты применения порядка определения налоговой базы исходя из такой стоимости налоговая база по налогу на имущество физлиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ). Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 402 НК РФ.

После волны вопросов от налогоплательщиков, различных домыслов и разъяснения Минфина России о ситуации в целом, Федеральная налоговая служба рассказала дачникам, какие все же из их построек обложат налогом на имущество в этом году. Оказывается, строение для льготы можно выбрать самостоятельно, а постройки, не внесенные в ЕГРН, и вовсе объектами налогообложения не являются.

Отмечается, что в регионах, использующих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости торгово-офисной недвижимости, к налогообложению будут привлечены соответствующие объекты ИП на специальных налоговых режимах. Налог будет взиматься только с тех объектов, которые включены в перечень, сформированный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на 2023 год.

По нормам НК РФ все хозяйственные постройки, площадь которых составляет менее 50 кв.метров, от налогообложения освобождены. Но один налогоплательщик имеет право освободить от налога в этой категории только одно строение. Он сам должен выбрать, какое именно, и известить об этом органы ФНС. Должно быть подано письменное заявление от собственника в территориальный налоговый орган о предоставлении соответствующей налоговой льготы. Еще одним важным условием для получения льготы является не использование хозпостройки в предпринимательской деятельности.

Документом предполагается, что в 21 регионе, где порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости будет применяться второй год, с 0,2 до 0,4 будет повышен коэффициент к налоговому периоду, а в 28 регионах третьего года применения этого порядка коэффициент составит 0,6.

Вместе с тем, исходя из разъяснений Минфина России (письмо от 04.08.2023 № 03-05-04-01/45018) для налогообложения объектов недвижимости, не признаваемых жилыми домами и хозяйственными строениями (сооружениями), но являющихся жилыми строениями, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности внесения сведений в ГКН и ЕГРП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 32 «Налог на имущество физических лиц» жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам.

Статьей 407 НК РФ предусмотрена возможность предоставления налоговых льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, в отношении отдельных объектов налогообложения. Подпунктом 15 п. 1 ст. 407 предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Одновременно Минфин России подчеркивает, что перечисленные в п. 1 ст. 407 НК РФ категории граждан, имеющие право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, являются самостоятельными и независимыми друг от друга. Поэтому, например, для предоставления налоговой льготы пенсионеру достаточно подтверждения статуса пенсионера и не требуется одновременного наличия у него инвалидности. [2]

Дома нежилого назначения, расположенные на садовых или дачных участках, в целях расчета налога на имущество приравниваются к жилым домам. Отметим, что соответствующие поправки к НК РФ подписаны Президентом РФ 30 ноября 2023 г. Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.

Статья 652. Права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения1. По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

По истечении 5 лет с момента покупки земельного участка /с 2023г/, освобождаюсь ли я от уплаты налогов, при продаже указанного земельного участка? Если освобождаюсь, то хорошо, если нет, то с какой суммы я должен буду платить налог-от суммы сделки или от кадастровой стоимости участка?

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2023 N 53-КГ16-16
Срок нахождения в собственности налогоплательщика объекта недвижимого имущества (земельного участка) в целях применения п. 17.1 ст. 217 НК РФ исчисляется с даты регистрации права на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на первоначальный земельный участок, прекративший свое существование в результате раздела. Таким образом, при определении периода нахождения земельных участков в собственности налогоплательщика в целях освобождения от налогообложения доходов от их продажи следует исходить из даты регистрации права собственности на образованные в результате раздела земельные участки, а не из даты регистрации права собственности на тот земельный участок, из которого проданные участки были сформированы.

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2023 N 216-ФЗ)
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Нет, вместе со зданием, но по зданию мне понятно, что буду платить налог, если использую его в коммерческой деятельности, хотел уточнить по земле. Я правильно понимаю, если я продам здание с землей,то по зданию будут налоги, а по земле нет. Я специально указал 2023г в вопросе, как раз таки я делю участки на части в 2023г и хочу знать, что будет по истечении 5 лет

Какой налог предусмотрен на строения на земельном участке

Налог на постройки на земельном участке введен в России в 1992 году. С того времени закон претерпел изменения. Различные дачные сооружения, кроме жилых, приобрели статус хозяйственных. И если владелец земли зарегистрирует их по закону, то ему придется платить налоги.

  1. Узнать кадастровую стоимость объекта. Зайти на сайт Росреестра и ввести его номер, после чего данные появятся на экране.
  2. Умножить кадастровую стоимость на ставку, установленную государством. Она зависит от категории объекта. Статья 309 Налогового кодекса содержит подробную информацию о ставках.

После оформления права собственности такая постройка приобретает статус недвижимости и попадает под налогообложение. Регистрировать или нет дачный объект, собственник пока решает сам: амнистия продлена до марта 2023 года. Если сооружение не стоит на кадастровом учете, платить за него не придется.

ВНИМАНИЕ! Дачная амнистия облегчает оформление недвижимости. Список документов минимальный. Срок постановки на учет составляет до 10 дней. Можно зарегистрировать даже объекты, возведенные без разрешения и с нарушением строительных нормативов. После этого владелец вправе распоряжаться собственностью: дарить, закладывать, продавать и т. д.

Налог на загородную недвижимость относится к категории ежегодных. Погасить его необходимо до 1 декабря текущего периода. На почту приходит квитанция об оплате на имя собственника. Он должен лично забрать ее, предоставив сотруднику отделения паспорт. Информация о начислениях доступна онлайн на портале «Госуслуги» или в личном кабинете на сайте ФНС.

Согласно ст. 406 НК РФ при налогообложении хозпостроек, площадью менее 50 кв.м, расположенных на землях, предназначенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖД (индивидуального жилищного строительства) по налогу на имущество физических лиц применяются пониженные ставки (п. 2-3 ст. 406 НК РФ).

Как отмечают в ФНС, региональные и муниципальные власти могут расширять действие такой льготы. Например, ввести её не для одной капитальной хозпостройки, а для всех, что есть на участке. Ознакомиться с перечнем налоговых льгот можно в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Но если теплица используется как средство ведения бизнеса для реализации выращенной продукции, требуется оформление предпринимательства. Выбирают выгодный режим налогообложения. Занятие бизнесом без регистрации чревато наказанием за нарушение налоговой дисциплины.

Минфин России дал пояснения в отношении налогообложения недвижимости, построенной на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющейся жильем. С кого возьмут налог на сараи и теплицы на дачном участке, дополнительные комментарии>>

Письмо ФНС озаглавлено «О налогообложении теплиц и других хозяйственных построек физических лиц». Служба разъясняет, что налогом на имущество физлиц облагаются только те хозяйственные постройки, сведения о которых либо имеются в Едином государственном реестре недвижимости, либо сами собственники взяли эти сведения из БТИ и предоставили в налоговые органы. Жилые дома и гаражи не являются хозпостройками и облагаются налогом как самостоятельная недвижимость. Хозпостройками можно считать хозяйственные, бытовые, подсобные капитальные строения, вспомогательные сооружения, в том числе летние кухни, бани и подобные им объекты.

Кроме того, в ряде средств массовой информации содержится информация о том, что предоставление налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц пенсионерам осуществляется только в том случае, если они одновременно являются инвалидами. Указанная информация не соответствует действительности. Перечисленные в пункте 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ категории граждан, имеющие право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, являются самостоятельными и независимыми друг от друга.
То есть для получения налоговой льготы пенсионеру не требуется наличия у него инвалидности, достаточным является подтверждение статуса пенсионера.

  • земельный налог следует рассматривать немного иначе, так как нормативные акты по данному налогу ни Налоговый кодекс, ни местные власти не принимали. Однако, как было ранее сказано, местные органы управления предоставляют для пенсионеров льготы по выплате земельного налога;
  • при продаже дачного участка общие правила выплаты налога касаются и пенсионеров. То есть от оплаты обязательных вычетов освобождаются лишь те владельцы дачных участков, у которых недвижимость была в собственности на протяжении 3-х и более лет.

Сведения об инвентаризационной стоимости можно уточнить по месту нахождения имущества в подразделении БТИ. Перечень субъектов РФ, уже принявших решение по переходу на новый порядок расчёта налогов, представлен на официальном интернет-ресурсе Федеральной наловой службы России. Ознакомиться с перечнем регионов можно здесь. Порядок применения в качестве налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен на срок до 1 января 2023 года (ст.402 Налогового кодекса РФ).

При этом если человек одновременно является пенсионером и инвалидом, то он сможет полностью не платить имущественный налог за жилой дом, причем любой площади и любого назначения (жилого или нежилого), а также за одну хозяйственную постройку площадью не более 50 кв. метров, которые расположены в садоводческих товариществах. «Российская газета» Таким образом, если участок оформлен на пенсионера, то одна хозяйственная постройка останется бесплатной, за другие же придется платить. В то же время, как заявил изданию председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, принадлежащая дачнику та же баня не будет идентифицирована в базах данных налоговых органов в качестве хозяйственного строения, в связи с чем в отношении этого объекта будет применяться повышенная налоговая ставка (0,5% вместо 0,3%). Выявлять объекты на участках Налоговая служба начала с помощью аэрофотосъемки.

Законом установлены формы заявлений на получение льготных условий по уплате налогов, а также порядок заполнения таких заявлений. Такое заявление можно уточнять, но не позже первого ноября того года, в котором была установлена льгота. Новый налог на дачные постройки 2023: за что платить не придется Весной 2023 года налоговые органы направляли специальные письма на эту тему, которые подробно рассказывали за какие хозяйственные объекты нужно платить налог, а за какие нет.

Вам будет интересно ==>  Какого Размера Фотографии Нужны Для Ветерана Труда

В большинстве регионов расчет налога производится по кадастровой стоимости. Здесь размер налога равен произведению кадастровой стоимости имущества и налоговой ставки. В случае с авансовыми платежами (производятся ежеквартально), данная сумма делится на 4 (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Но с точки зрения НК РФ каждый собственник должен платить налог на придомовые постройки и любые объекты недвижимости на своих участках. Если ИФНС не знает о таковых, гражданин обязан сообщить об этом. Для уведомления инспекции предусмотрена специальная форма:

Для собственников дачной недвижимости, обязанных уплачивать налог на постройки на земельном участке 2023 год принес не самые утешительные известия – расширена зона применения имущественного налога. Теперь налоговое бремя распространяется не только на основную постройку – дачный домик, но и на постройки, возведенные собственником на участке.

Таким образом, большинство построек на дачном участке не подлежит налогообложению. В первую очередь собственникам необходимо позаботиться об уплате сборов за жилой дом, а также землю под ним. Что касается вспомогательных построек, то здесь необходимо действовать в зависимости от конкретных обстоятельств и региона.

Самостоятельно рассчитать по ней сумму налога собственник не сможет, поскольку в Законе предусмотрено применение дополнительных региональных коэффициентов, которые при включении в расчет ставки могут снизить или повысить среднерасчетный (указанный в таблице) показатель. ИФНС сама рассчитывает налог на основании поступивших из регистрационных органов сведений и присылает квитанцию с суммой к уплате налогоплательщику.

Кто освобождается от налога на земельный участок

  • относятся к ведомству Министерства Юстиции России;
  • основная деятельность которых – дорожное строительство;
  • осуществляют религиозную деятельность;
  • представляют общества людей с ограниченными возможностями;
  • развивают творческую народность;
  • входящие в особую зону экономики.

Льгота на землю предоставляется ограниченному числу граждан и организациям. Предоставление такого права регламентируется Налоговым кодексом. Особый статус имеют земли, находящиеся под защитой государства, леса и заповедники. Получить льготу или вычет по сбору можно путем обращения в Федеральную налоговую службу.

Землю воспринимают как часть недвижимого имущества, поэтому расчет налога будет идентичен. В категорию плательщиков попадают владельцы и пользователи участков. Ставка налога варьируется в пределах 0,1–2,5% от оценки кадастрового реестра. Определение круга плательщиков закреплено в Налоговом кодексе в статье 389.

  • Герои России и СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй группы, а также инвалиды детства;
  • ветераны и инвалиды войны 1941-1945 года;
  • граждане, которым положена социальная поддержка, так как они пострадали от радиации в Чернобыле, на ПО «Маяк» и полигоне в Семипалатинске;
  • лица, которые принимали участие в ходе испытаний радиационного оружия и участвовали при его уничтожении.
  • их земля занята дорогой общего использования;
  • они являются резидентами особой экономической зоны, и участок находится в их собственности или владении менее пяти лет. В том случае если речь идёт о компаниях, которые работают в данной зоне по договору осуществления в ней деятельности, то срок действия льготы уменьшается до трёх лет. Если же речь идёт о судостроительных компаниях, использующих землю для ремонта и производства судов, эта льгота действует десять лет;
  • они признаны компаниями, управляющими землёй в научном центре «Сколково».

Налоговое бремя с каждым годом возрастает, учитывая, что налог платится с кадастровой стоимости, которая регулярно пересматривается и достаточно часто соотносится с рыночной. Налогоплательщики при исчислении налога не должны забывать, что предусмотрены определенные льготы. Их перечень не является широким, однако о них нужно знать.

Так, чтобы проверить, имеется ли обязанность по уплате налога или нет, необходимо обратиться к статье 395 Налогового кодекса. Как правило, федеральным законодательством предоставлены льготы в отношении особых субъектов, к которым налогоплательщики в основной своей массе обычно не относятся. Рассмотрим круг лиц, которые освобождены от уплаты налога.

А кто еще освобождается от земельного налога из физических лиц, кроме поименованных в ст. 395? В п. 5 ст. 391 НК предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы на 10 000 руб. по городам – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в том числе для следующих налогоплательщиков:

Возможность предоставления льгот по земельному налогу предусмотрена местным законодательством (на уровне принимаемых актов муниципальных образований). Льгота возможна не только в виде полного освобождения от уплаты налога обозначенного круга налогоплательщиков, но также и в виде определения суммы, которая не будет облагаться земельным налогом.

Что касается полного освобождения от необходимости платить земельный налог, то из физических лиц такая возможность предоставляется только одной категории — представителям коренных или малонаселенных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. При этом земля должна использоваться ими для хозяйствования, ведения промыслов и сохранения традиционного образа жизни.

Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового Кодекса Российской Федерации религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Также отмечаем, что если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

Что касается льгот, предоставляемых физическим лицам на федеральном уровне, то Налоговый кодекс приводит лишь одну категорию тех, кто освобожден от уплаты налога на землю. Это лица из числа коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Такие народы зачастую имеют небольшой численный состав. Освобождаются от налога земельные участки, задействованные для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земельному налогу — объекту налогообложения, налоговой ставке, налоговому периоду, общему порядку исчисления и уплаты — посвящена глава 31 Налогового кодекса. Данный налог относится к местным, а поэтому многие налоговые параметры определяются муниципальными властями. Так, например, на местах решается, каким компаниям надлежит уплачивать авансовые платежи, а кто освобождается от налога на землю в части авансов.

На местном уровне освобождение от налога может предоставляться органами власти и местного самоуправления негосударственным некоммерческим организациям, работающим в области культуры, здравоохранения и образования; различным спортивным учреждениям и т. д. Однако и в этом случае земельные участки должны быть задействованы субъектами согласно их основной деятельности.

Частичное освобождение по налогу предоставлено героям СССР и РФ, ветеранам, инвалидам, пенсионерам, многодетным и другим категориям физлиц, перечисленных в п. 5 ст. 391 НК РФ. Льгота заключается в необложении налогом 600 квадратных метров земли, принадлежащей таким лицам. То есть если многодетная семья владеет участком в 5 соток, то она вообще не будет платить земельный налог. А если площадь принадлежащего ей участка будет равна 7 соткам, то налог нужно будет заплатить только с 1 сотки.

Все остальные льготы могут быть предоставлены лишь на местном уровне. И если в одной местности дается льгота по налогу, например, многодетным семьям, то в другой она может и не действовать. Поэтому надо очень внимательно изучать местное законодательство, особенно тем, кто освобожден от земельного налога в одной местности, при переезде в другую и смене регистрации либо при покупке земли в соседнем регионе.

В письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.03.2007 N Д08-840 сказано, что исключение из объектов налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в обороте, связано с категорией земель, целевым назначением, а также с имеющимися на них объектами.

При этом водным фондом является совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1 Водного кодекса РФ). К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (п. 1 ст. 102 ЗК РФ).

При этом земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены (ст. 11.1 ЗК РФ). Следовательно, налог уплачивается только в отношении участков, которые сформированы. Это подтверждают и суды (п. 2 постановления ВАС РФ от 23.07.2009 N 54).

Чтобы не платить в данном случае земельный налог, организация должна подтвердить наличие на земельном участке одного из указанных объектов и его принадлежность Российской Федерации на праве собственности. В этом случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. Об этом сказано в письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.03.2007 N Д08-840.

Кроме того, земельный налог не нужно платить по земельным участкам, которые находятся в государственной (муниципальной) собственности. Земельный налог по таким участкам не уплачивается до приобретения их в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам. Такой вывод следует из письма Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82.

Кто освобождается от уплаты земельного налога

  • Инвалиды первой группы и имеющие инвалидность с детства, получают льготу 10 тысяч рублей;
  • По инвалидам второй группы официальное решение принимает региональный орган управления;
  • Земельная льгота предоставляется только на один земельный участок, находящийся во владении льготника.

Согласно Налоговому кодексу (ч. II, глава 31) к плательщикам данного налогового сбора отнесены предприятия и физические лица, имеющие землю на правах собственности, постоянного пользования либо пожизненного владения по наследству. Участки, находящиеся в безвозмездном пользования или во владении по договору аренды, исключены из объекта налоговой базы.

Сегодня в России существует две категории льготников этой категории – Ветеран труда РФ и определенной республики. На федеральном законодательном уровне земельные налоговые льготы получают ветераны РФ. В случае с ветеранами той или иной республики, то здесь все регулируется местными органами власти.

  • одиноких граждан, которые имеют доход, составляющий менее 0,5 прожиточного минимума;
  • детей-сирот, детей и опекунов, что живут вместе;
  • неполных семей;
  • реабилитированных лиц, что подвержены политическим репрессиям;
  • многодетных семей, если дети не достигли совершеннолетия;
  • семей, что имеют ребенка с инвалидностью.
  • Н – земельный налог. При принадлежности земли нескольким долевым собственникам налог рассчитывается для каждого плательщика пропорционально его доле.
  • Ст – ставка в процентах для региона, устанавливаемая местным муниципалитетом в пределах коэффициента:
    • 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков личного подсобного хозяйства, животноводства, садово-огородных и дачных;
    • 1,5% для прочих земельных владений (под индивидуальное жилищное строительство).
  • КС – кадастровая стоимость, определяемая на 1 января либо на дату кадастровой постановки участка, приобретенного в текущем году.
  • Лт – вычет стоимости по шести соткам участка пенсионера по данным Росреестра. Власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя могут дополнительно устанавливать свои льготы.

Часто возникает путаница между налогом на земли общего пользования в СНТ и налогом на земельный участок члена СНТ. Сами участки, принадлежащие членам СНТ, облагаются стандартным земельным налогом. С земель же общего пользования в СНТ также взимается свой сбор. Он делится на всех членов-владельцев земельных участков в СНТ равномерным образом.

«Если площадь такой постройки не более 50 квадратных метров, то налог с нее не взимается, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы.При этом льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от её расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности», — напоминает ФНС.

Для оплаты налога, гражданину потребуется лично обратиться в налоговое отделение либо отправить туда свое доверенное лицо. Также оплата может быть произведена в электронном варианте с помощью Сбербанка онлайн, портала Госуслуг или непосредственно на сайте Федеральной Налоговой Службы.

Послабление по уплате налога может также быть реализовано снижением налоговой ставки, уменьшением сумы налогооблагаемой базы или полного освобождения от уплаты налога. Для уточнения действующих в регионе налоговых послаблений необходимо, обратиться в местное отделение ФНС.

Вам будет интересно ==>  Сколько Стоит Проезд По Студенческой Карте Новосибирск

Земельные налоги являются сборами в местную казну. Они устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Вводить их в действие и прекращать взимание допускается только в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

Юридические лица могут использовать земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом. К таким земельным участкам относятся земли как изъятые из оборота, так и ограниченные в обороте.
При рассмотрении вопросов о признании земельных участков изъятыми из оборота или ограниченными в обороте для целей применения положений п. 2 ст. 389 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
Пунктом 2 ст. 389 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
объектами организаций Федеральной службы безопасности;
объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
воинскими и гражданскими захоронениями;
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
Что касается земельных участков, исключенных из объектов налогообложения, занятых находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, необходимо иметь в виду следующее.
Земли государственных природных заповедников, а также биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ).
Кроме того, правовой режим земель, объявленных заповедником, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 27.12.2009) и Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (ред. от 23.04.1996).
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные объекты закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
При этом положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
В основном на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
Следует также иметь в виду, что органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Что касается национальных парков, ими признаются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, имеющих земельные участки, например для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха. Такие земельные участки подлежат налогообложению в установленном порядке, так как не являются землями, изъятыми из оборота.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В отношении изъятых из оборота земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, необходимо иметь в виду следующее.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 27.07.2010)).
К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, других войсках и воинских формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 27.07.2010)).
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (п. 5 ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
Создание, деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Вопросы координации деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны определяются Президентом Российской Федерации (ст. 17 Закона N 61-ФЗ).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования (п. 6 ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (ред. от 23.10.2008) утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, в котором установлены органы и организации, относящиеся к инженерно-техническим воинским формированиям и дорожно-строительным воинским формированиям.
К инженерно-техническим воинским формированиям отнесены: военно-инженерные технические формирования специального строительства — главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям, управления строительной промышленности, военно-инженерные технические управления, строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования; военно-инженерные технические формирования связи — Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи, инженерно-технические узлы, центры и отделения связи, мобилизационные группы.
К дорожно-строительным воинским формированиям относятся военные управления дорожного строительства, управления дорожно-строительных работ, базы автотранспорта и механизации и другие дорожно-строительные воинские части и организации.
При этом следует иметь в виду, что воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме — федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании.
Земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не являются объектами налогообложения по налогу.
В отношении земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 30.04.2010) военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия согласно федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, предприятий и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В их систему входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона N 1-ФКЗ).
Здания, сооружения и движимое имущество используются военными судами только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются федеральной собственностью. Военные суды освобождаются от уплаты арендных и иных платежей за пользование землей, отведенной для размещения зданий и сооружений, которые находятся во владении военных судов (п. 4 ст. 37 Закона N 1-ФКЗ).
Земельные участки под зданиями, сооружениями, занятые военными судами, не являются объектом налогообложения земельным налогом.
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых объектами организаций Федеральной службы безопасности, необходимо учитывать следующее.
Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 16.10.2010) к органам Федеральной службы безопасности отнесены:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления;
управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения.
Земельные участки, предоставленные органам Федеральной службы безопасности, являются федеральной собственностью.
Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» утверждены Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Структура органов Федеральной службы безопасности.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает структурные подразделения, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности и организации, необходимые для реализации задач, возложенных на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, подразделения специального назначения. Земельные участки, закрепленные за указанными органами и организациями, не облагаются земельным налогом.
Рассмотрим основания признания земель, занятых объектами организаций федеральных органов государственной охраны, изъятыми из оборота.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, контролю в сфере государственной охраны, президентской, правительственной специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 14.05.2010)).
В состав федеральных органов государственной охраны входят:
ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, и подразделения, исполняющие управленческие функции;
управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;
подразделения связи специального назначения ФСО России;
образовательные, научно-исследовательские организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.
Земельные участки, закрепленные за указанными организациями ФСО России, не являются объектом налогообложения земельным налогом.
В отношении земельных участков, занятых под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, относящихся к землям, изъятым из оборота, необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 27.11.2009) объектами атомной энергии являются:
ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда, космические и летательные аппараты;
сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими ядерными стендами;
сооружения и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях.
Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения отходов.
Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе. При этом эксплуатирующая организация — это организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии (ст. 34 Закона N 170-ФЗ).
В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения (ст. 31 Закона N 170-ФЗ).
В утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 238 был утвержден Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, хранение, утилизацию ядерного оружия, радиационно опасных материалов. При определении указанных организаций следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 09.12.2005 N 753 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с утверждением перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты».
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, необходимо учитывать следующее.
Статьей 1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ред. от 27.12.2009) определено, что закрытым административно-территориальным образованием (далее — ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации.
Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам (п. 2 ст. 6 Закона N 3297-1).
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ЗАТО.
Пунктом 2 ст. 6 Закона N 3297-1 определены особенности землепользования в ЗАТО. Так, земельные участки, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам. В ЗАТО особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, положение п. 2 ст. 389 НК РФ применяется в отношении земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО.
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (ред. от 14.05.2010) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России осуществляет свою деятельность через территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Земельные участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются объектом налогообложения земельным налогом.
При определении земель, изъятых из оборота, занятых землями под воинскими и гражданскими захоронениями, необходимо иметь в виду следующее.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 25.11.2009) к указанным объектам отнесены:
общественные кладбища, предназначенные для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления;
воинские кладбища, предназначенные для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению супруга, близких родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления;
федеральное военное мемориальное кладбище, предназначенное для погребения и увековечения памяти лиц, имевших особые заслуги перед государством. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны;
военные мемориальные кладбища, предназначенные для погребения и увековечения памяти погибших при защите Отечества, перечень которых установлен Законом РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (Закон N 4292-1).
В соответствии со ст. 3 Закона N 4292-1 воинскими захоронениями считаются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения. К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших. Воинские захоронения подлежат государственному учету, который ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (ст. 5 Закона N 4292-1).
Земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности участками под воинскими и гражданскими захоронениями, не признаются объектами налогообложения по земельному налогу.
В отношении земельных участков, изъятых из оборота, занятых объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право возводить инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках (ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010)).
Статьей 8 Закона N 4730-1 установлено, что пограничным органам отводится в соответствии с законодательством Российской Федерации земельная полоса, проходящая вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема.
Земельные участки, занятые объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, не признаются объектами налогообложения по земельному налогу.

Вам будет интересно ==>  Что Такое Авантюристка